сегодня: 25 июня, понедельник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 70 от 22 июня 2018 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Июнь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / Новости

Куда течет Потудань?
12:00 30/05/2011

Спектакль столичного Театра на Печерске «Счастье» по повести Андрея Платонова «Река Потудань» стал в этом году дважды лауреатом премии «Киевская пектораль» – за лучший актерский дебют (Борис Орлов) и за лучший камерный спектакль.

ЭТО ИСТОРИЯ о том, как парень Никита (Борис Орлов), возвращаясь с войны, встретился со старой знакомой Любой (Екатерина Кистень) и начинает учиться быть просто счастливым рядом с ней. Спектакль буквально соткан из неуловимых ощущений, возникающих при соприкосновении с текстом Платонова, которые очень сложно передать, но так хочется повторить: сверчок, запах подола матери, досок, соединение с природой. Именно эти важные моменты и пытался раскрыть, “пощупать” режиссер Андрей Билоус.

– Мне очень хотелось сохранить авторский текст, – объясняет он, – поэтому была придумана сложная с точки зрения режиссуры система, в которой несколько уровней-пластов переплетаются и ненавязчиво воздействуют на зрителя.

Спектакль действительно очень близок к тексту повести. Дорожа им, режиссер вкладывает целые его фрагменты в уста актеров.

– Проблемы, с которыми сталкивается Никита, из разряда тех, о каких люди боятся даже думать, а не то что озвучить, а сталкиваясь с ними, пытаются их обойти, – говорит Андрей Билоус, – ведь Платонов пишет о великой любви. На этом старался сделать акцент и я.

Однако, несмотря на крайне бережное отношение режиссера к тексту, как мне кажется, акценты расставлены несколько иначе. Вместо платоновской (платонической!) чистой, всепоглощающей первой любви мы видим билоусовскую — пошловатую, насмешливую. Скажем, у Платонова Люба с одинаково сильной благодарностью реагирует и на заботливое подкармливание ее Никитой, и вообще на его присутствие в ее одиноком доме. У Билоуса же девушка так сильно предается собственному сладострастию, что зрителю уж и не понять, любит она Никиту или только пользуется его добротой и наивностью. В результате из нежной повести вырос комедийный водевиль.

Как режиссер Билоус узнаваем. Подобно тому, как в его спектакле «Сирано де Бержерак» во что угодно превращались лестницы, в «Счастье» работают доски. Это и половицы, и гроб для подруги Жени, и брачное ложе для Любы с Никитой.

Главным открытием «Счастья» все-таки стоит назвать игру Бориса Орлова. Никита словно написан для него. Актер по профессии, Борис давно работал с Андреем Билоусом, но в качестве художника. Это его дебютная роль, получившая заслуженные лестные отзывы и престижную театральную награду. Хотя, как и должно быть, режиссер и актеры работали не для наград.

Тем более что не только об этой, но и о всякой театральной премии у Андрея Билоуса мнение неоднозначное. Хотя и сам режиссер, и актерский коллектив, безусловно, рады успеху.

– В оценке любого искусства часто присутствует элемент субъективизма. Великие художники умирали в нищете и непризнанными, – делится своими соображениями Андрей Билоус. – Лауреатов «Пекторали» называют двадцать членов жюри, многие из которых не успели посмотреть все спектакли, вошедшие в списки номинантов.

С другой стороны, по его мнению, подобные поощрения стимулируют начинающих актеров и режиссеров.

– Будучи студентом, – вспоминает Андрей, – я сидел на галерке на вручении этой премии и думал: «Вот видишь, ничего сложного в этом нет. Нужно просто работать, ставить спектакли и доказывать, что ты можешь что-то сделать». И уже в следующем году я получил свою первую статуэтку за дебют. Возможно, когда вручали премию мне, кто-то тоже сидел на галерке и думал примерно так же, как когда-то я.

Анастасия ГОЛОВНЕНКО.

Фото из архива театра.




 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.