сегодня: 25 ноября, суббота
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 77 от 24 апреля 2008 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / НОВОСТИ ЖИЗНИ / Анатолий Соловьяненко: «Я сделал себя сам»

24.04.2008 , № 77 от 24 апреля 2008 г.

В свои 28 лет режиссер-постановщик Национальной оперы Анатолий Соловьяненко-младший обладает завидным перечнем заслуг и регалий. Сегодня он  реально творит историю театра, в которую золотыми буквами вписано имя его отца.

— Анатолий Анатольевич, вы унаследовали славную  фамилию, указывающую, скорее всего, на родовой певческий талант.

— Не могу расписываться за своих давних предков.  Но слышал, как замечательно пел мой дед. У него был редкий драматический тенор. Чем-то он был похож на голос отца, хотя сравнивать их голоса — все равно что сопоставлять алмаз и бриллиант. Ведь уникальный голос отца — это не просто природный дар, но и колоссальная  с первого до последнего дня творческой жизни работа над его огранкой. И, конечно, вложенные в него сердце и душа. Я знал многих очень талантливых людей, которые, полагаясь на свой дар, не занимались, не развивались и постепенно деградировали. И, наоборот, есть примеры, когда люди со средними природными данными добивались большого успеха, вырастали в очень серьезных исполнителей.

Сейчас в это трудно поверить, но отцу приходилось довольно долго доказывать свою состоятельность как исполнителя. На сцену он пришел в 30 лет, а до этого преподавал в политехническом институте и в течение десяти лет  брал частные уроки у замечательного певца, солиста Донецкого театра Александра Николаевича Коробейченко. Ведь по первой специальности он был инженером и семь лет преподавал на кафедре графики и начертательной геометрии в Донецком политехническом институте. Кстати, за годы своей работы в институте отец написал методическое пособие. И  по этому пособию народного артиста Соловьяненко студенты профильных вузов учились почти 40 лет.

— Получается, ваш путь в искусство в чем-то похож на отцовский. Ведь вы тоже не сразу пришли в театр.

— Это так, хотя я, можно сказать, вырос в театре. С раннего детства отец брал меня с собой  на репетиции. И меня всегда тянуло к искусству.  Но когда оканчивал среднюю школу, говорить о серьезных занятиях пением было сложно. В этот период как раз происходила мутация голоса. Думать о занятиях режиссурой в 16 лет тоже было рано. Это работа, которая требует сформировавшегося мировоззрения. Поэтому встал вопрос о выборе какой-то практической профессии.

В школе я отдавал предпочтение языкам, истории, литературе, основам государства и права.  Путь гуманитария был мне ближе и интересней. Я выбирал между историей и юриспруденцией. А поскольку профессия юриста была в то время более престижной и давала больше шансов на успех, я поступил на юридический факультет Национального университета имени Шевченко и закончил его с отличием. Но меня постоянно тянуло к искусству. Уже на третьем курсе параллельно поступил на факультет театральной режиссуры Национального университета культуры и искусств.  А впоследствии, уже будучи одним из ведущих постановщиков Национальной оперы,  закончил Национальную музыкальную академию.

— Вы часто слушаете записи отца?

— Часто и многое. Он записал 18 пластинок на “Мелодии”, пять компакт-дисков — всего более шестисот произведений. Это украинские и русские песни, оперные партии. Сейчас я с удовольствием слушаю  записи русских романсов в исполнении отца.

— Анатолий Анатольевич, вы человек довольно молодой. И уже успели так много сделать и многого добиться. А ведь люди в таком возрасте  обычно только начинают.

— Глядя со стороны, можно подумать, что я баловень судьбы. На самом деле это не так. Без ложной скромности скажу, что я сделал себя сам. В 19 лет остался без отца. Мама с того дня уже не работала, бабушке было под 90 лет, брат уехал в Канаду. За мной не было подъемной силы, которая вытолкнула бы меня в мир. Пришлось полагаться только на себя. За это время я получил три высших образования и все с красным дипломом. Защитил кандидатскую диссертацию. Имею ряд государственных наград, первый и единственный диплом мастер-класса  в Украине Зальцбургской академии по вокальной интерпретации. Но полагаю, что достижения человека измеряются не званиями и наградами, а тем, что он успел сделать.

Я горжусь своими спектаклями, которые поставил на разных оперных сценах Украины, горжусь тем, что мне удалось на протяжении четырех лет, с 2002 по 2006 год, сделать на Первом канале телевидения почти сто программ-портретов о выдающихся деятелях нашего музыкального и театрального искусства в рамках проекта “Антракт с Анатолием Соловьяненко”. В этих программах часть моей души.

— Последние яркие премьеры Национальной оперы, в том числе поставленная вами “Норма” Беллини, говорят о расцвете театра. Трудные времена позади?

— Самыми сложными были девяностые годы. Распад Союза обернулся для театра финансовым даже не кризисом, а коллапсом. На спектакли приходили 150-200 зрителей. В поисках заработка актеры уезжали в провинциальные театры Польши, Румынии, Словакии. Сегодня театр переживает очевидный подъем: средняя заполняемость зала 70-75%, на многие спектакли билеты раскупаются за месяц. К счастью, тенденция оттока наших исполнителей за рубеж практически сошла на нет. Материальные условия стали довольно приемлемыми. Если кто-то подписывает серьезные краткосрочные контракты с зарубежными театрами, то они поднимают  престиж  нашего театра.

— Однако, с другой стороны, имея исполнителей мирового уровня, мы по-прежнему не можем войти в когорту всемирно знаменитых театров.

— Здесь вновь срабатывает материальный аспект. Самые крупные и самые знаменитые театры мира существуют частично за счет государственных, но в основном за счет спонсорских вложений. Быть спонсором крупного театра  престижно. “Метрополитен опера” проводит тендер среди тех, кто желает дать деньги. Имея на постановочную деятельность десятки миллионов долларов в год (цифра для нас фантастическая), этот театр может себе позволить пригласить любого дирижера или режиссера, любых исполнителей. В Украине же до сих пор нет закона о меценатстве , который может сдвинуть дело с мертвой точки.

— Анатолий Анатольевич, поделитесь вашими  ближайшими творческими планами.

— 18 мая я готовлю празднование Дня семьи на Майдане Незалежности, 23 — презентацию книги о Григории Сковоре, а в конце месяца в театре снова пойдет “Норма”.

Беседовал Валерий ПОЛИЩУК.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.
Ремонт фотоаппаратов Canon
Фототехника, цифровая техника, фотопленка и др. Схема проезда.
foto-rem.ru
Аренда автокрана в калуге
Цены рынка. Продажа и покупка. Калуга
spetstehnika-kaluga.ru
Недвижимость в зеленодольске
Юридическая консультация Агентство недвижимости
anlogos.ru