сегодня: 17 июля, вторник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 50 от 18 марта 2008 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Владимир РЕКА. Школьный музей

18.03.2008 , № 50 от 18 марта 2008 г.

Экспозиция старинных предметов украинского быта, собранная в Вознесенской общеобразовательной школе на Черкасщине, могла бы стать украшением любого областного музея. В ней почти 400 экспонатов. Да еще каких!

Все началось с... прялки

ИЗНАЧАЛЬНО о создании музея никто и не задумывался. Эта мысль возникла спонтанно после того, как в кабинете украинской литературы и языка уже не стали помещаться предметы старины.

— А началось все более 20 лет назад,  — вспоминает инициатор и вдохновитель идеи, заслуженный учитель Владимир Макаренко. — Как раз в пятом классе мы с детьми изучали сказку “Мудрая девочка”, очень доброе и поучительное произведение (в сегодняшней школьной программе его, к сожалению, уже нет). Так вот, главная героиня пряла. Дети, как я ни старался объяснить, никак не могли понять, что же это такое.

На следующий день Юра Коваленко принес в школу прялку, вызвавшую среди школьников настоящий фурор. В перерывах древний инструмент старательно изучали, каждый считал необходимым к нему прикоснуться. Прялка стала первым экспонатом в кабинете украинской литературы и языка.

Пример Юры оказался заразительным, ему последовали и другие школьники, начав массово сносить в школу старинные орудия труда, отысканные среди чердачного хлама не только в собственных хозяйствах, но и у родственников.

Люба Пистун привезла от своей бабушки из Чернобаевского района деревянное корыто, жлукто, несколько старинных рушников. Когда коллекции в кабинете стало тесно, Владимир Николаевич попросил директора школы выделить для будущего музея помещение. Но свободной оказалась только подсобка. Она-то и досталась энтузиастам. За три месяца учитель со своими воспитанниками переоборудовали две комнатки — выбросили стенку, установили дверь (делали все своими силами), чтобы разместить экспозицию.

За 20 лет в музее побывало много посетителей. Но его создатели выслушивали не только слова благодарности и восхищения — пришлось переживать и неприятные моменты.

Спустя некоторое время в музее появились и старинные иконы. А как же иначе, ведь к тому времени экспозиция уже напоминала традиционную сельскую хату, где обязательным атрибутом у наших предков были иконы. Это не понравилось чиновникам. После одного из визитов районного начальства поступила команда: “Иконы убрать!” Но учитель воспротивился: “Как же так, ведь в каждой сельской хате иконы испокон веков присутствовали независимо от того, верующие были хозяева или нет”. Бывшие атеисты грозились даже закрыть музей. К счастью, этого не случилось, хотя временно, пока не улеглась шумиха, пришлось закрыть его для посетителей под видом реставрации экспонатов.

Сейчас же чиновники пекутся о лицензировании музея в Вознесенской школе. Музей действительно имеет достойный уровень и заслуживает получения соответствующего статуса, но ведь это потребует много дополнительных затрат и времени. Неужели этого не понимают специалисты, инициировавшие вопрос?

О многом расскажут рушники

— Да и не ради славы собирали мы экспозицию, — убеждает В.Макаренко. — Если музей все-таки поменяет статус, то, как минимум, необходимо будет ввести штатные единицы научного сотрудника и охранника. А из каких источников и кто будет оплачивать их труд, если районный бюджет и так еле-еле покрывает самые необходимые нужды.

У Владимира Николаевича феноменальная память. Он не только помнит, кто из его воспитанников и какой экспонат принес или подарил музею, но и историю каждой старинной вещи.

Одних только рушников разных техник и времен здесь почти 25.

Оказывается, первоначальным был отнюдь не классический вариант вышивки в украинских селах красными и черными нитками. Сначала наши далекие предки вышивали белыми нитками по белому полю, позже появилась и красная облицовка.

— К сожалению, мы уже не можем разгадать, что обозначают все эти символы-обереги, — говорит собеседник, держа в руках 100-летний рушник, который подарила баба Настя Юрченко.

— А это — монашеский рушник, — продолжает В.Макаренко, — на нем изображено древо жизни. Он не менее старый, с одной стороны начал уже “сыпаться”.

— Откуда у него такое необычное название?

— Это полотно не имеет ни лицевой стороны, ни изнанки, — обращает мое внимание собеседник.

Беру в руки рушник и удивляюсь: вышит он гладью с двух сторон, да еще так мастерски. Ох, и изнурительно тяжек был труд монахинь.

А вот рушник вообще легендарный. Жительница Вознесенского Анастасия Кузьминична Верба вышила его для мужа Дмитрия.

Этот рушник действительно “мужской” — изображены на нем кони. И когда мужа призвали на фронт, он взял подарок супруги с собой, пронес его по дорогам войны до самой Победы и живым-здоровым вернулся домой. После этого супруги посчитали рушник семейным оберегом. Баба Настя до последних дней свято верила в то, что Дмитрия от вражеской пули уберег ее рушник. Как самую дорогую реликвию берегла его и подарила школе незадолго до смерти.

А Владимиру Николаевичу рушник каждый раз напоминает Хому Хаецкого из романа “Прапороносцi”, который как зеницу ока берег на фронте рушник, вышитый женой Авдотьей. С ним и домой вернулся.

Собран здесь почти весь сельскохозяйственный инвентарь далеких предков, даже есть жернова, ступа и старинная конская сбруя.

А труднее всего, как ни удивительно, оказалось отыскать такой экзотический для нашего времени предмет, как ярмо для волов. Ведь черкасский край в древности тоже считался чумацким. Редкой находке предшествовали долгие поиски. Случайно это самое ярмо на чердаке старого родительского дома обнаружила баба Галя и с радостью передала в школу.

Ценность экспозиции не только в ее познавательности, но и в воспитании патриотизма у подрастающего поколения. Она пробуждает у школьников интерес к прошлому, прививает им чувство гордости и уважения к своим предкам.

Черкасская область.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.