сегодня: 17 июля, вторник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 45 от 07 марта 2008 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Валерий ПОЛИЩУК. Певец Русской Венеры

07.03.2008 , № 45 от 07 марта 2008 г.

Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения одного из известнейших русских художников Бориса Кустодиева (1878-1927).

Он известен как замечательный бытописатель, портретист, иллюстратор книг и театральный декоратор. В каждом из этих жанров он сказал яркое и неповторимое слово. Но, пожалуй, наиболее известен художник своими женскими портретами.

С наставником Борису Кустодиеву повезло. В Петербургской Академии художеств он занимался в мастерской великого Ильи Репина, который сразу оценил талант усердного юноши и вскоре привлек его фактически к соавтортву — работе над монументальным полотном “Торжественное заседание Государственного совета”. Картина имела большой успех. Как один из авторов, Кустодиев получил за нее медаль Академии художеств и право стажироваться в Европе. Посещая многие знаменитые музеи Парижа и Мадрида, восхищаясь работами великих европейских мастеров и многому научившись у них, он сумел избежать их прямого влияния, равно как и влияния новомодных европейских школ.

Источником его вдохновения становятся детские воспоминания о провинциальной жизни, привычный российский быт. Так рождается знаменитая кустодиевская “Масленица” и целая серия замечательных женских образов.

Кустодиев предлагает свой идеал женской красоты. Он далек от принятых сегодня стандартов и зиждется на сугубо национальной почве. Можно сказать, что его Венера не Милосская, а совершенно Русская. Художника вдохновляют крупные формы, в которых угадывается физическая сила (“Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”, — писал о таких Некрасов) и вместе с тем присутствует мягкость, нежность и целомудренная чистота. Характерны в этом смысле знаменитые “Красавица” и “Русская Венера”.

Выскажу одну догадку. Учитывая, что Борис Кустодиев был очень болезненным человеком (первую операцию, приведшую к частичному параличу, он перенес еще в 1916 году), можно предположить, что в его творчестве неосознанно проявилась мечта не только о духовном, но и о физическом здоровье. А то, что художник рос без отца (тот умер, когда ему был всего один год), наводит на мысль, что мечта эта связана у него прежде всего с образом женщины (собственной матери?), рядом с которой всегда тепло, спокойно и уютно.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.