сегодня: 25 ноября, суббота
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 51 от 07 апреля 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / НОВОСТИ ЖИЗНИ / «ЖИЛ-БЫЛ ХУДОЖНИК ОДИН...»

07.04.2006 , № 51 от 07 апреля 2006 г.
В КИЕВСКОМ Национальном художественном музее Украины открылась выставка художника-самоучки, вошедшего в число лучших мастеров мирового “наивного искусства” и ставшего самым известным  грузинским художником ХХ века, Нико Пиросманишвили (Пиросмани). Его работы в Украине демонстрировались дважды: в 1931 году в Харькове, Киеве, Одессе состоялась передвижная выставка из коллекции Национального музея Грузии, а в 1975 году киевляне увидели коллекцию из российских музеев.

Как сказал на пресс-конференции посол Грузии в Украине Григол Катамадзе, он четыре года мечтал об этой выставке, но найти меценатов, которые профинансировали бы  проект, было невероятно трудно. Помощь пришла с украинской стороны: Дмитрий Андриевский и Игорь Воронов оплатили доставку и обеспечили коллекции международный уровень страховки. 35 работ Пиросмани, привезенные в Киев, оцениваются специалистами в 42 миллиона долларов. Директор Национального художественного музея Анатолий Мельник, постучав по деревянному столу, заверил журналистов, что экспозиция будет надежно защищена. Тем более что последняя выставка международного уровня испанца Гойи прошла без эксцессов.

Всего же из двух тысяч работ Пиросмани до наших дней дошло не более 300. 140 из них хранятся в грузинских государственных музеях, еще 40 — в частных коллекциях.

Нико Пиросманишвили родился в 1862 году в Кахетии, в крестьянской семье. После смерти родителей переехал в Тифлис. Наблюдения за жизнью горожан пробудили в нем художника. Первые его картины украсили  молочную лавку, где он служил рассыльным. Это было время свободного творчества. Нико Пиросмани стал получать заказы на оформление витрин и духанов. Он придумал удивительный художественный прием: рисовал не черным по белому, а белым по черному, на черной клеенке. Писал красками собственного изготовления. Когда его вывески стали украшать все духаны Тифлиса, открыл свою мастерскую. Но его денежное состояние не улучшилось. За живописные вывески и настенные росписи заказчики-духанщики часто расплачивались с ним... стаканом вина да тарелкой супа. Последние годы жизни Пиросмани провел в нищете. У него не было ни дома, ни семьи, ни имущества. Не было даже документов. Стал бездомным бродягой. Жил в основном там, где работал. Картины продавал за бесценок или дарил соседям. Под мышкой всегда носил рулон ставшей знаменитой черной клеенки. Все его картины написаны на клеенке.

Всеми покинутый, он умер в 1918 году в тифлисской больнице. “В жизни бывают минуты светлые и горькие. Мне больше доставались горькие”, — говорил о себе сам Пиросмани.

Еще при жизни имя Нико Пиросмани обросло легендами. Одна из них — о безответной любви художника к прекрасной француженке, певице Маргарите. Чтобы обратить внимание красавицы на свою любовь, художник продал мастерскую и на все деньги купил розы, которыми устлал улицу к дому, где жила певица. Первым эту историю, услышанную в Тифлисе, описал Константин Паустовский. Позже Андрей Вознесенский написал стихотворение, а Раймонд Паулс музыку к нему. Песня  в исполнении Аллы Пугачевой “Миллион алых роз” еще раз оживила эту легенду.

Увидеть портрет той, к ногам которой были брошены не только цветы, но и жизнь, можно воочию. Самая известная картина Пиросмани “Актриса Маргарита”, которая выставлялась в Лувре и которой восторгался Пабло Пикассо, привезена в Киев.

Светлана БОЖКО.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.