сегодня: 18 июля, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 190 от 19 декабря 2007 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Владимир СИРЯЧЕНКО. У чужого экрана

19.12.2007 , № 190 от 19 декабря 2007 г.

Украинский зритель продолжает ждать ответа на вопрос: когда же отечественное кино выберется из развалин и упадка? Дождется ли?

А была неплохая программа...

В ПРОЦЕССЕ так называемой “розбудови України” доморощенные “демократы” и псевдореформаторы не зря избрали одной их своих мишеней отечественную культуру и искусство, важнейшим из которых в советском обществе заслуженно считалось кино. Поколения наших людей росли и воспитывались на кинопроизведениях украинских режиссеров Александра Довженко и Марка Донского, Владимира Брауна и Сергея Параджанова, Сергея Бондарчука и Евгения Матвеева, Тимофея Левчука и Леонида Быкова, Бориса Барнета и Владимира Ивченко, Николая Мащенко и Григория Кохана. Эти имена вписаны золотыми буквами в историю мирового кино.

В их фильмах блистали Амвросий Бучма, Наталия Ужвий, Николай Яковченко, Ада Роговцева, Наталья Наум, Иван Миколайчук, Валерия Заклунная, Константин Степанков и многие другие. Созданные ими образы  замечательных героев-современников  шагали вместе с нами, учили любить Родину и защищать ее от врага, творить и созидать.

На Киевской киностудии имени Александра Довженко ежегодно создавали до двадцати полнометражных фильмов. Сниматься на украинских киностудиях считали для себя делом престижа не только именитые мастера Советского Союза, но и многих стран мира. По рентабельности и наполняемости доходной части государственного бюджета киноиндустрия прочно занимала одно из ведущих мест.

Что получили взамен? Брошенные на произвол судьбы киностудии, сотни пустующих или приватизированных за бесценок кинотеатров, многие из которых используются не по назначению. Почти целиком уничтожена массовая киносеть в сельской  местности, которая включала в себя почти 30 тысяч киноустановок.

Отобрав у отечественного кино его традиционную воспитательную функцию, бросив его в пучину самовыживания и упадка, “поводыри нации” в лице всех трех президентов страны — от Кравчука до Ющенко — и сменявших друг друга временных правительств подлинную заботу о возрождении кинематографа подменяли пустопорожней болтовней, пышными лозунгами, раздачей ничем не подкрепленных обещаний. Вспомним хотя бы громогласные сотрясания воздуха Танюка — Мовчана, до недавнего времени на законодательном уровне формировавших культурную политику: “Оранжева революцiя — це нацiональна культурна революцiя!”. Каковы же ее достижения? Не считать же таковыми “шедевры” “Гринджол” и “эпохальную” киноленту “Оранжевое небо”?

Пытаясь коренным образом изменить ситуацию в отечественном кинематографе к лучшему, Верховная Рада четвертого созыва еще в декабре 2002 года приняла многообещающий Закон Украины “Об Общегосударственной программе развития национальной киноиндустрии на 2003-2007 годы”. Прошло пять лет, пора подводить итоги, отчитаться перед парламентом, что сделано, удалось ли украинское кино хотя бы частично вернуть на те позиции, которые оно завоевало более чем за восьмидесятилетнюю свою историю? К сожалению, говорить практически не о чем.

Вспомним заклинания помаранчевых идеологов: Майдан-2004, дескать, положит начало “созданию нового украинского национального кино”, их обращения к Тимошенко и Ющенко довести ежегодные объемы бюджетных вливаний в киноотрасль до 90-140 миллионов гривен. И здесь провал. Законами о государственных бюджетах в 2004-2006 годах предусматривалось направить на развитие отечественного кино 101,8 миллиона гривен. А фактически выделено 58,5 миллиона. Лишь на 2007 год коалиционное правительство заложило в бюджет наибольшую за пятилетие сумму — почти 50 миллионов гривен. Почти 90 процентов этой суммы уже освоено.

Однако возникает следующий вопрос: на какие цели расходуются упомянутые средства налогоплательщиков? Казалось бы, в первую очередь они должны предназначаться для создания высокохудожественных кинопроизведений, которые бы объективно воссоздавали историю нашего государства, в том числе и советского периода, удовлетворяли духовные и культурные запросы нашего многонационального народа, давали ответы на жгучие вопросы современности. Отметим, что в последнее время отдельные отечественные фильмы получают высокие оценки на международных кинофестивалях, удостоены престижных премий и призов. Однако, с другой стороны, мы наблюдаем попытки главы государства и его окружения вмешиваться в творческий процесс, добиваться включения в государственный заказ произведений, которые фальсифицируют историческую правду, обеляют всякого рода проходимцев и авантюристов, пособников фашистских оккупантов из числа главарей ОУН-УПА.

Кино, как и любой  вид искусства, должно быть тактичным и ненавязчивым. Административный нажим и произвол здесь недопустимы. Но именно так выглядят решения о дублировании фильмов на украинский язык, в том числе полюбившихся детворе мульт­фильмов. Нельзя мириться и с тем, что огромный отечественный фильмофонд, а это более полумиллиона копий, пылится на базах кинопроката и в запасниках, что уничтожаются замечательные киноленты советских времен.

Кто нынче в кинотереме живет?

При определенных издержках и недостатках Киев единственный, пожалуй, в Украине город, где в основном сохранили принадлежащую ему киносеть. В коммунальной собственности остались девять детских кинотеатров, им выделяются дотации на оплату аренды, оказывается помощь в ремонте.

Но есть и другие примеры. Скажем, грязная история с продажей кинотеатра имени Александра Довженко на проспекте Победы. Новым его владельцем  еще в 2002 году стало ООО “Торговый дом “Супермаркет-93”. За пять лет лихие торгаши так и не удосужились реконструировать (что было предусмотрено договором) здание одного из престижных кинотеатров столицы. Вспыхнула судебная тяжба, “Торговый дом” ее проиграл. Позже, в марте этого года, Киевсовет принимает решение... о передаче земельного участка, на котором расположен кинотеатр, на пять лет упомянутому собственнику “при условии проведения реконструкции с целью возобновления деятельности кинокультурного центра...”. Поговаривают, что этот “гордиев узел” городская власть не желает разрубить лишь потому, что к нему причастен один из родственников городского головы. И он якобы отнюдь не собирается модернизировать кинокультурный центр, а просто-напросто снесет его, как только поутихнут страсти. И  появятся на этом месте еще один мультиплекс и супермаркет.

К слову о мультиплексах, поражающих воображение многозальных кинотеатрах, таких как “Баттерфляй-ультрамарин”, “Магеллан”, “Линия кино”... Их владельцы, обладатели толстых кошельков, озабочены лишь извлечением из подобного рода заведений как можно большей прибыли. Бары, бутики, шопы, боулинг-клубы, бильярдные залы, десятки, а то и сотни игровых автоматов здесь к вашим услугам. Бей, стреляй, упивайся зрелищем уничтоженного противника. А в придачу ко всему этому — кинозалы, в которых идут фильмы, названия которых говорят сами за себя: “Пристрели их!”, “Девушка моих кошмаров”, “Я знаю, кто меня убил”, “Дьявол и Дентел Вебстер”, “Восход темноты”, “Секс и 101 смерть”, “Убей меня” и т.д.

А как обстоят дела в регионах? Возьмем Сумщину. Боромля, крупнейшее в области село. Ранее на территории сельского совета функционировали пять стационарных киноустановок, при доме культуры действовал один из лучших в Украине школьных кинотеатров. Сейчас от всего этого остались лишь воспоминания.

Тростянец. Помню, как в начале
60-х годов наша районная комсомольская организация  шефствовала здесь над строительством нового кинотеатра. Едва ли не каждый житель города считал своим долгом поработать на этой ударной стройке. Через год с небольшим первый в области широкоэкранный кинотеатр вступил в действие и долго служил горожанам. Сегодня “демократическая” районная и городская власть умудрились довести его до аварийного состояния и сплавить крутой бизнесменше.

А что же в областном центре, где в конце прошлого века было 8 современных кинотеатров? Кинотеатр имени Шевченко (к слову, расположенный как раз напротив сквера с памятником великому Кобзарю) быстренько, без учета мнения горожан преобразовали в ночной клуб “Фортуна”. Местные руховцы вкупе с “Просвiтою” молча проглотили эту пилюлю. Кинотеатр имени Комсомола печальной памяти Щербань прихватил для собственного банка “Владимирский”. Еще в одном — “Орионе” на улице Курской, устроили автосалон. “Не обошли” и юных зрителей: единственный в городе детский кинотеатр взрослые дяди хапнули под развлекательный центр, который к тому же время от времени используют  для своих сборищ всякого рода сектанты. Фактически кинотеатр в Сумах остался один — “Дружба”, да и тот превратился в рассадник американской кинопопсы. А область оказалась впереди Украины всей по сворачиванию сети кинотеатров и киноустановок в сельской местности.

Да и в других регионах положение не лучше. В Луганской и Днепропетровской областях, если верить статотчетности, не осталось ни одной  стационарной киноустановки. В Донецкой их теперь лишь 9, в Житомирской — 6, в Николаевской — 3.

Развал киносети как целостной системы начался с ликвидации областных управлений  кинофикации, а также гор- и райкиносетей. Эти функции были переданы областным управлениям культуры. Однако последним своих проблем хватает, в атмосфере тотальной деградации культуры им явно не до кино. В результате единой вертикали управления киноиндустрией, в том числе и кинопроката, больше нет. Осталось, правда, еще несколько кинопрокатных предприятий в Николаевской, Кировоградской, Ровенской и некоторых других областях, да и те местная власть спешит побыстрее пустить с молотка.

Положение не улучшилось и после создания Государственной службы кино. Входит она в состав все того же Минкультуры, которое с 2005 года носит название Министерства культуры и туризма. Почему заниматься вопросами  развития туризма вменили в обязанность главному культурному ведомству, никто внятно мне здесь так и не объяснил. А почему в таком случае не подчинить ему еще санатории и курорты, органы труда и социальной защиты и таким образом довести ситуацию до абсурда?

Госслужба кино в составе Минкультуры — это три десятка чиновников без прав и возможностей как-то влиять на положение дел на местах. Владельцам же частных кинотеатров, расплодившихся, словно грибы после дождя, да и органам местной исполнительной власти подобного рода контроль, словно бельмо на глазу. Еще, чего доброго, от имени государства, через суды потребуют возврата в государственную и коммунальную собственность детских кинотеатров или переоборудованных под магазины типовых сельских клубов “Спутник”.

Уже не один год на различных уровнях — от съезда кинематографистов до парламентских слушаний — ведутся бесплодные дискуссии о воссоздании единого органа управления киноиндустрией со статусом Государственного комитета по делам кинематографии. Но пока в Кабинете министров и Секретариате главы государства размышляют, “быть Госкино или не быть?”, оно продолжает деградировать ускоренными темпами.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.