сегодня: 19 ноября, воскресенье
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 174 от 21 ноября 2007 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / ПОТРЕБИТЕЛЬ / Татьяна ХЛЕБНИКОВА. Общество потребления

21.11.2007 , № 174 от 21 ноября 2007 г.

Реклама везде — в прессе, на телевидении, на улицах. Она требует, а точнее, вымогает обязательно что-то купить, включиться в погоню за сытой жизнью, излишеством.

— ПОЧЕМУ люди поддаются этому? — спрашиваю Сергея Болтивца, доктора психологических наук, заместителя директора Института психологии им. Григория Костюка, президента Украинского фонда психогигиены.

— Изменилась организация общества, при которой можно руководить человеком как потребителем. У каждого есть необходимость в еде, жилье, средствах передвижения. Это потребности физиологические. А есть психологические, более высокие: самореализация, любовь, познавательные интересы. Если одни сегодня активно удовлетворяются, то вторые сужены. Манипулирование исключительно физиологическими потребностями приводит к образованию общества потребления. Не случайно в обществе наблюдается автомобильный и “сотовый” бум, тяга к приобретению недвижимости. В Украине, к слову, имеются сверхизлишки жилищного фонда. Если подсчитать все новостройки, то на одного человека приходится по 200 кв. м жилья. При этом много людей живет в крайне неблагоприятных условиях. А многочисленные дачи, виллы, коттеджи пустуют.

— Мне рассказывали о 24-летнем парне, у которого восемь иномарок. Отчасти я могу понять молодых. Им свойственно стремление жить лучше родителей. Но откуда у пожилых страсть к обогащению?

— Это реакция на голод и нужду, которую они испытали в послевоенные годы. Стремление “наесться” стало психологическим механизмом самокомпенсации. При максимальном выполнении желаний возникает психологический вакуум. У человека есть машина, дача, самолет, остров. Для чего жить дальше? Когда умер Сталин, люди искренне плакали. Почему? У них была ущемлена психологическая функция, которая соотносила их с источником жизни. Им тогда был Сталин — вождь, руководитель, отец. Такова массовая и нормальная реакция  на утрату точки опоры.

У потребителя тоже возникает неопределенность, и он теряет смысл жизни.

В обществе потребления люди впадают в зависимость от вещей. Еще Хемингуэй писал, что все может стать наркотиком. У нас уже выросло пивное поколение, которое не может без пива. Есть “едоки”, “пассажиры”, которых возят, есть страстные поклонники автомобилей. Когда-то человек  мог отдать жизнь за коня. Сейчас — за автомобиль.

Чем это опасно? Вспомним Вторую мировую войну и репрессии против евреев. Фейхтвангер, например, пришел к мысли, что евреи, которые попали в концлагерь, психологически были мертвы до того, как их арестовали, забрали имущество и расстреляли. Почему они оказались такими, хотя физически были живы? Их зависимость от вещей перевесила нормальное функционирование психики. Видя реальную угрозу, каждый считал, что его это не коснется. Польские евреи думали, что это австрийские евреи что-то там плохо сделали, а они слушаются Гитлера, и он их не тронет. И ошиблись.

То же повторилось в Бабьем Яру. Киевские евреи не соотнесли себя с евреями из других стран. Сохраняя имущество, потеряли и его, и свою жизнь.

 Общество потребления можно разделить на потребителей и творцов. Еще есть распорядители потребностей. Они создают бренды, средства для приманки покупателей. Потребительское общество заинтересовано в продаже никому не нужных, лишних товаров, в раздувании потребностей человека. А он выгоден обществу, потому что покупает и платит. Полезен для реализации продуктов питания уже тем, что просто ест. Больше всего у него развивается система пищеварения и выделения. Другие органы атрофируются, ибо любая незадействованная психофизиологическая функция умирает.

— Получается, что человек — это животное?

— Я как председатель Всеукраинского координационного бюро Международной общественно-государственной программы “Образование взрослых в Украине” выступал однажды в Брюсселе. Мне интересно было пройтись пешком по городу и посмотреть на жизнь бельгийцев. Я увидел дома, коттеджи, паркинги, рестораны — все, что удовлетворяет потребности в очень комфортной жизни. И увидел, например, отсутствие детства. Подростки не общаются друг с другом, а просто стоят на улице. Их выпустили погулять среди каменных джунглей.

Человек должен жить для других людей. А если смысл жизни заключается в том, чтобы вкусно поесть, иметь престижную машину, другие не менее дорогие, но ненужные вещи, то физиологические процессы сводятся только к обслуживанию самого себя. И он умирает раньше времени, исчерпав себя физиологически.

Посмотрите на наши улицы: на них полно внедорожников. Но эти машины предназначены для кругосветных путешествий, потому и название “Land Cruiser”. На них хорошо ездить по пустыням, бездорожью, тайге. В Европе владение большим имуществом, в котором нет необходимости, считается расточительством. Осуждается владение любым имуществом, которое превышает разумные потребности или производит на окружающих впечатление своей нескромностью.

У нас все наоборот. Роскошь, богатство предназначены для того, чтобы запугать, подавить, показать свой кошелек и власть. А дачи, дома, коттеджи богатых людей? Это не только превышение жизненной необходимости, но и даром вложенные деньги.

Понятно, что тут погоня за прибылью. Деньги можно хранить и в банке, но ни один не даст 50% дохода. Еще Маркс говорил, что нет такого преступления, которое остановило бы капиталиста, если он видит прибыль в 300%. А здесь тысячи процентов!

Но что дает такая концентрация капиталов обществу? Ничего, потому что они не вкладываются в технологическое, интеллектуальное, научное развитие или в искусство.

Владельцы дворцов даже не подозревают, что стоимость их сооружений со временем будет падать. Придет новое поколение и построит здания красивее, комфортабельнее, а твои внуки потеряют. Шикарные постройки снесут через 50-100 лет: они никому не станут нужны. Сейчас мы сидим в доме, построенном архитектором Николаевым. За 40 лет своей деятельности он спроектировал много церквей,  памятников, общественных зданий и частных домов. Среди них  Купеческое собрание (ныне Национальная филармония), больница для чернорабочих (“Охматдет”), Владимирский собор, театр оперетты, Бессарабский квартал, особняк Терещенко и другие. Это, без сомнения, историческая и культурная ценность. Но, с другой стороны, многие здания утратили функциональное предназначение, требуют ремонта и надлежащего содержания. Созданное сто лет назад не отвечает нынешним реалиям. Следующее поколение потребует переработки. Поэтому в определенном смысле это напрасно потраченный ресурс людского труда, который можно было с большей пользой использовать на повышение культуры общества.

— Что-то грустная картина получается...

— Все пройдет. Проанализируем американскую депрессию 30-х годов. “Сухой закон” вызвал огромный прилив контрабанды в страну и обогащение гангстерских группировок. Америка превратилась в распущенное, бандитское общество. Поколение американцев, пережив большую бедность, породило потребительские идеалы насыщения. Поколение 40-60-х годов — это поколение “наедания”. Общество стало сытым всего за 25-30 лет. Выросли их дети, для которых имущество родителей не представляло никакой ценности. Хиппи, дети молодой элиты, протестуя против сытой жизни, стали носить наибеднейшие рабочие штаны — джинсы. Они, самые богатые, сделали символом не деньги, а протест против них, свободу. Но вместе с ней в США пришла сексуальная революция, распад семьи, наркомания. Эти ценности отрицает сегодняшнее поколение, главное для которого — семья, здоровый образ жизни. Это уже третье отрицание. Так что мы, граждане Украины, на пути не восприятия сытого потребителя. Эти стремления будут отрицаться, запрещаться. Так же будет отрицаться агрессивность общества, недобросовестность людей, их цинизм, нечестность. Украина не сможет искусственно удерживать дисгармонию, общественные диспропорции будут выравнены. Это закономерная психологическая реакция молодежи следующего поколения.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.