сегодня: 25 сентября, понедельник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 166 от 07 ноября 2007 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Валерий ПОЛИЩУК. Феномен Сердючки

07.11.2007 , № 166 от 07 ноября 2007 г.

Сердючку у нас многие не переваривают. И мы не станем им возражать: ведь о вкусах не спорят. Кстати, я и сам далеко не ярый ее поклонник (портретов на стенку не вешаю, записей дома не держу). Но многие претензии к Верке, а стало быть — к Андрею Данилко, который стоит за этим образом, просто нельзя оставить без комментариев.

Живучее чучело

ХОЧЕТСЯ возразить тем, кто называет ее пугалом, позорящим Украину, уничтожающим родной язык и чуть ли не предательницей Родины и украинского народа. Можно по-разному относиться к Сердючке, но нельзя не признать, что она не просто популярна, но и любима народом. На ее концерты (что в Киеве, что в Москве) народ валом валит. Редкое застолье нынче обходится без того, чтобы не пуститься в пляс “под Сердючку”.

Сразу скажем: феномен Сердючки, равно как и ее успех, легко объясним. Причина — в безусловном таланте. О таких, как Сердючка, говорят: прирожденная артистка. Поет, пляшет, на сцене как рыба в воде. Никогда не теряется, блестяще импровизирует и балагурит. При этом работает всегда на совесть. И мы должны поблагодарить судьбу, что дожили до таких времен, когда стало возможным возрождение древней и глубоко народной смеховой культуры — культуры карнавала, потребность в которой всегда была исключительно велика.

Карнавальная культура, как говорят серьезные литературоведческие книги, находится на границе искусства и самой жизни. Карнавал — это не пародийный или сатирический смех. Это смех в чистом виде, направленный “на все и на всех, в том числе и на самих участников карнавала, временное отступление от господствующей правды и существующего строя, временная отмена всех иерархических норм и запретов”. Так считает Михаил Бахтин — один из исследователей комического и смешного. Непременные атрибуты этой культуры — переодевания, ужимки и кривляния, вкупе служащие заменителями масок. В этом смысле Сердючка — замечательный проект, удовлетворяющий потребность зрителя в карнавале. Проект, который был бы невозможен, кабы, повторяю, Данилко не был бы столь талантлив.

Сердючка как зеркало языка

Часто Сердючке ставят в упрек “издевательство” над украинским языком. Ее суржик стал притчей во языцех. А ведь это также часть эстетики карнавальной культуры, которая всегда использовала фольклорный ресурс, черпала материал в стихии провинциальных наречий, пословицах, поговорках и даже сквернословии. В России, думаю, никому бы в голову не пришло ругать “новых русских бабок” за их просторечную лексику и диалектное произношение. Язык Сердючки — это вольное и смелое отражение лингвистического брожения, в котором, в свою очередь, отражаются важные культурные, социальные и мировоззренческие тенденции современной Украины. В  стране активного двуязычия, какой является наша страна, почва для этих процессов более чем благодатная.

Как Веркой
занялась политика

Кстати, в России Сердючка более востребована, ибо у нас серьезную конкуренцию ей составляют политические шоу-фарсы, близкие к культуре карнавала, где присутствует та же страсть к переодеваниям (то оранжевый “прикид”, то белые одежды), а роль шутов берут на себя серьезные государственные дядьки и тетки. Чего стоит, например, прозвучавшая накануне парламентских выборов из уст депутата Беспалого фраза, словно взятая из романа Купера: “Горячее Сердце, Железная подкова и Мощный Кулак должны быть вместе!”. Не хватает разве что перьев, воинственной раскраски и томагавков.

Остается удивляться, что недоброжелатели Сердючки, сами порой устраивающие форменные карнавалы, противились участию  Верки в “Евровидении”. Ведь сам конкурс давно стал увлекательной игрой, феерией. Результат здесь определяют не неподкупные хладнокровные судьи, а ждущий праздника разношерстный евронарод, а потому он бывает непредсказуем. Предсказать можно лишь явные проколы, как в случае с “Гринджолами”, павшими жертвой революционной целесообразности. Хваленые сторонники европейского курса, перепутав, должно быть, “Евровидение” с Европарламентом, продемонстрировали совершенное непонимание европейской культуры и неуважение к своей. Не понятые и не принятые Европой, “посланники” украинского народа потерпели на конкурсе полное фиаско. А Верка прекрасно выступила, и второе место — тому подтверждение.

А ведь, помнится, в баталиях за право представлять Украину на “Евровидении” развернулась настоящая кампания под девизом “Не пущать Верку в Европу!”, и дошло даже до публичного сожжения “антисердючниками” ее чучела. Увы, кампания завершилась провалом: “чучело” благополучно воскресло из пепла, без проблем пробилось на престижный музыкальный фестиваль и имело там явный успех. 

Хочется высказать два пожелания. Первое — ревнителям дистиллированного языка и такой же национальной культуры, переживающим за имидж украинского этноса: можете дистанцироваться от ненавистного образа и спать спокойно. Ну а второе — Сердючке: продолжать веселить народ, пока удается.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.