сегодня: 23 января, вторник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 152 от 12 октября 2007 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Январь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

  Главная / НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ / «Малоразмерку» рождает оборонка

12.10.2007 , № 152 от 12 октября 2007 г.

Спектр отечественной сельскохозяйственной техники, в частности, для фермеров, в ближайшем будущем может быть увеличен. Первый шаг в этом направлении уже сделан: в Харькове организовывается производство силового агрегата для механизмов малого размера. Он может применяться на дорожных машинах, грузоподъемных и транспортных средствах, в электроагрегатах, на насосных, компрессорных и гидравлических станциях.

КОГДА в экспериментальный цех Харьковского конструкторского бюро по двигателестроению (ХКБД) вкатился весь в комьях грязи малогабаритный ХТЗ-1611, присутствующие встретили трактор восторженными возгласами. Еще бы! Их детище — установленный на этой машине дизель 2ДТАВ успешно отработал программу испытаний. Трактор, оснащенный опытным образцом малолитражного двигателя, сам вернулся “домой”, хотя на испытательное поле его доставляли на грузовике, боясь, что новинка военных конструкторов может непредвиденно выйти из строя.

КБ расширяет свой профиль

Более 75 лет работает на оборонку конструкторское бюро по проектированию танковых двигателей. Это его специалисты создали “стальное сердце” танка Т-34, признанного лучшей бронемашиной Второй мировой войны. В послевоенные годы харьковчане разработали новые семейства танковых дизелей, имеющие самые высокие в мире показатели удельной мощности по массе и объему двигателя. Сейчас в конструкторском бюро трудятся над силовой установкой мощностью 1,4 тыс. л.с., предназначенной для супермощных танков.

Курс на всеобщее разоружение, взятый бывшим Союзом, а затем и независимой Украиной, внес некоторые коррективы в деятельность ХКБД. В нем появилась гражданская тематика. Помнится, как в конце 80-х годов прошлого столетия полностью закрытая структура (в некоторой степени она и ныне остается таковой) открывала двери перед журналистами. На первую пресс-конференцию тогдашний руководитель КБ профессор Николай Рязанцев принес планшеты с фотографиями машин, оснащенных силовыми установками харьковчан. Он рассказывал о потенциальных возможностях своего коллектива и его партнеров, нашего государства в целом занять достойное место на мировом рынке двигателей.

В ходе конверсии специалисты ХКБД на основе своих разработок по военной тематике спроектировали ряд силовых установок различного назначения. К примеру, механизм для замены отработавших свой ресурс моторов автобусов “Икарус”. Для потребностей мини-техники создали малолитражные дизели мощностью 14-60 л.с. На их базе был разработан целый спектр колесной техники: четырехколесные мотоциклы, микрокары с комплексом навесного оборудования. Все эти новинки были как нельзя кстати для экономики молодого государства, ведь далеко не все производилось в Украине. Например, двигатели малой мощности, которыми оснащалась мини-техника для села, в те времена делал петропавловский завод в Казахстане. Да и были они бензиновые. Малолитражные дизельные двигатели вообще не выпускались в бывшем Союзе.

Вскоре в Харькове была создана специальная структура, в задачи которой входила деятельность по координации двигателестроения в Украине.В нее вошли руководители конструкторских бюро и моторных заводов Харькова, ученые ряда НИИ и вузов, а также потребители — представители ОАО “Харьковский тракторный завод им. Серго Орджоникидзе” и Южного машиностроительного завода, херсонского, днепропетровского, тернопольского комбайновых заводов, кременчугского и луцкого автомобильных заводов, “Укрзалiзницi”. Ведущая роль принадлежала коллективу ХКБД, руководитель которого стал генеральным конструктором Украины по созданию двигателей.  Слобожане предложили концепцию создания широкой гаммы двигателей для тракторной и автомобильной техники, железнодорожного и водного транспорта.

От конкурентов защитит ноу-хау

Эта концепция была положена в основу Государственной программы развития производства отечественных малолитражных двигателей и силовых и энергетических установок для АПК, энергетики, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. Документ предусматривает, в частности, внедрение технологий оборонного значения в производство новых видов дизелей, способных работать на трудном минеральном моторном топливе, спиртах и других видах нетрадиционного топлива. Планируется, что объем их выпуска достигнет 5 тысяч в год. Под серийное производство дизельных двигателей на отечественных предприятиях будет создано более 2 тыс. рабочих мест.

Харьковчане предложили организовать производство малолитражных дизелей на ГП “Завод им. Малышева”. Выпуск силовых установок для сельхозтехники в числе другой гражданской продукции, которая ныне активно осваивается заводом, должен компенсировать уменьшение заказов на танки, выпускавшиеся здесь раньше почти тысячами, а ныне поштучно. Машиностроителей поддержал партнер — казенное предприятие “Харьковское конструкторское бюро по двигателестроению”, где около семи лет назад была создана базовая модель семейства малолитражных дизелей.

Мы поинтересовались у генерального конструктора ХКБД Сергея Алехина, не устарела ли конструкция этой модели.

— Мы предусмотрели ряд ноу-хау, позволяющих силовым установкам, как минимум, десяток лет быть конкурентоспособными, — ответил он. — В процессе их массового выпуска есть возможность улучшать характеристики за счет применения более совершенных комплектующих изделий, в частности, новой топливной аппаратуры.

По словам Сергея Алексеевича, параметры харьковского малолитражного дизеля соответствуют Евро-2. Сейчас для Украины это оптимальный уровень. Планируется, что после разработки нового поколения топливной аппаратуры параметры двигателя будут соответствовать Евро-3. Слобожане также создают двигатели с диаметром цилиндра большим, чем первая серия мощностью от 14 л.с. Установки будут иметь мощность уже до 120 л.с.

На организацию массового производства малолитражного дизельного двигателя правительство выделило харьковчанам
45 млн грн, причем уже в нынешнем году они получат четвертую часть названной суммы. Хватит ли этих средств? Скажем, Россия на реализацию подобного инвестиционного проекта выделяет Заволжскому моторному заводу  42 млн. долл.

— Если бы организовывалось производство “в чистом поле”, то нужны были бы миллиарды гривен, — поясняет генеральный директор ГП “Завод им. Малышева” Виталий Немилостивый. — А здесь оно размещается на высвобождаемых производственных площадях, где есть оборудование. К тому же госбюджет лишь частично профинансирует проект. Основные затраты понесет наш завод. Это подготовка производства, разработка технологии, изготовление оснастки и режущего инструмента, штампов, приобретение автоматической линии обработки корпусных деталей. А еще надо приобрести три импортных станка, стоимостью примерно 1 млн долл. Они нужны для выполнения завершающих операций по производству форсунок топливной аппаратуры.

Движок просится
в лизинг

Виталий Александрович сказал, что коллективу важна поддержка государства не только финансами. Нужна помощь в продвижении продукции. Целесообразно продавать двигатель по лизингу, как нынче реализуется готовая сельхозтехника. Это обеспечило бы устойчивый объем продаж дизелей на вторичном рынке.

Да и конкуренцию иностранных фирм, захватывающих рынок сельхозтехники, можно ослабить. Следует, не нарушая международных соглашений о свободной торговле, запретить импорт дизелей, не соответствующих нормам Евро-2. Это требование вполне естественно, так как несовершенные дизели вредны для экологии. Сегодня спрос на малолитражные дизели в связи с бурным развитием малой техники велик. Их стал применять Харьковский завод самоходных шасси. Здесь уже собрана первая партия тракторов с украинскими двигателями серии ДТ. Сейчас на самоходные шасси слобожане устанавливают российские двигатели. Есть сложности с импортом. Заводу в нынешнем году нужно 80 силовых агрегатов, а до 2010 года потребность возрастет почти в семь раз.

Харьковской новинкой заинтересовался курский завод “Электроагрегат”. Он берет ее для установки на своих мобильных электростанциях. Потенциальными покупателями слобожанских силовых установок являются ХТЗ и “Южмаш” (Днепропетровск). Ожидается, что дизели найдут применение в судостроении.

Пока же опытные образцы  малолитражных двигателей изготавливаются в экспериментальном цехе ХКБД. Отсюда они идут будущим потребителям на апробацию.

 

Харьков.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.
Мебель люберцы
Офисная мебель оптом и в розницу. Продажа сейфов и металлической мебели
mebelgrant.ru
Купить детские обои в минске
Где купить детские обои? Бсе расцветки и бренды в нашем интернет-магазине
ecodecor.by