сегодня: 20 ноября, понедельник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 151 от 11 октября 2007 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / ПОТРЕБИТЕЛЬ / Евгений ПАСИШНИЧЕНКО. Обыск в супермаркете

11.10.2007 , № 151 от 11 октября 2007 г.

Этой унизительной процедуре может подвергнуться каждый.

Что делать и как себя вести в таком случае?..

...Охрана маркета работала напористо и бесцеремонно. Покупательницу “тормознули” у кассы. Заставили вывернуть корзинку на прилавок. И, не найдя “вещественных доказательств”, повели в каморку под лестницей “для выяснения обстоятельств”. Все это я видел собственными глазами. Дальше — запись со слов пострадавшей.

«При слове «супермаркет» я вздрагиваю...»

— Такое произошло со мной впервые в жизни. Я пережила настоящий шок, — рассказывает киевлянка Лариса Р-ская. — После публичного обыска на глазах у множества людей, издевательства продолжались в индивидуальном порядке. Меня заставили “предъявить карманы и документы”. В третий раз “предложили” показать покупки. Снова сверяли их с чеком. И, естественно, не обнаружив предмета “кражи”, затеяли допрос с пристрастием. Грубо, не стесняясь в выражениях, спрашивали: давно ли я ворую, зачем несколько раз подходила к витрине с консервами. Куда дела краденное — они, мол, все в камеры слежения видели...

Около получаса продол-жалось “выяснение обстоятельств”. В конце концов женщину отпустили, пробормотав что-то похожее на извинения. Но последствия стресса, полученного в торговой точке, еще не прошли. Еще долго Лариса Петровна будет вздрагивать при слове “супермаркет”...

Подобные сцены, сегодня, увы, не редкость. Магазины-монстры да и маркеты среднего уровня, в которых еще недавно многие видели только заботу о покупателях, стали наступать на людей. И выражается это по-разному. В Киевском городском союзе защиты прав потребителей с жалобами и заявлениями такого рода сталкиваются чуть ли не каждый день.  

Секьюрити с манерами джентльмена — большая редкость

 

— К сожалению, в магазинах воруют. И много, — комментирует ситуацию юрист Константин Литвинюк. — Поэтому нет ничего удивительного в том, что супермаркеты прибегают к помощи “наемной охраны”. Логика владельцев торговых точек проста: поймаем и накажем одного — неповадно будет многим. Как правило, охранники — это работники частных организаций, действующие на основании устава своей фирмы, лицензий на охранную деятельность и правил внутреннего распорядка супермаркета. Зарплата у них небольшая, и посему трудно отыскать в универсамах Киева да и других городов Украины “секьюрити” с манерами джентльмена. Это кое-что объясняет, но, конечно же, не меняет сути проблемы. В любом случае охранник должен действовать в рамках правил, не ущемляя интересов и достоинства покупателя. В данном случае все рамки сломали. Нельзя было устраивать публичного обыска. Нельзя было действовать и в манере, описанной Ларисой Петровной...

Что делать человеку, оказавшемуся в подобной ситуации? Советов нынче дают множество. Одно из интернет-изданий, например, советовало... кричать. Если вы хотите привлечь внимание, это — подходящий метод. Но все-таки полезней знать некоторые моменты, с помощью которых можно направить происходящее в правовое русло.

Так что же делать?

— Во-первых, вызовите администратора или представителей милиции (если считаете, что это надо сделать). Ваше право — отказаться от досмотра без присутствия официальных органов власти, — продолжает юрист. — Во-вторых, вы можете потребовать книгу “Вiдгукiв i пропозицiй”. Зафиксируйте в ней случай конфликта, свою фамилию, имя, отчество, адрес и контактный телефон. А через неделю наведайтесь в магазин и посмотрите, что по вашему обращению сделано. Если нет реакции, считайте, что появились основания для более серьезных шагов. Например, обращение к директору маркета. Если и здесь толку мало, приходите к нам. И еще совет: не выбрасывайте чек. Ко всем заявлениям прилагайте только ксерокопии документа. Оригинал может понадобиться в любой момент и подтвердит многое. Даже факт вашего пребывания в определенный день и час на “конфликтной территории”...

Магазин должен обеспечить сохранность вещи

Наша торговля подбрасывает много поводов для размышлений. В том числе из серии “очевидное — невероятное”. Вы не обращали внимания на то, что во многих маркетах покупателей не просто заставляют сдавать свои сумки, но и предупреждают: за пропажу ценностей магазин ответственности не несет! Вас, по сути, ставят перед дилеммой — развернуться и уйти без покупок либо добровольно подвергнуться опасности быть ограбленным. В том, что воры следят за камерами, это ясно. Понятно и то, что у них есть ключи от любых ячеек. Наблюдая за “клиентурой”, мошенник лишь выбирает жертву. И торговая сеть как бы помогает ему. Это неправильно. Магазин должен обеспечить сохранность вещи. А выданный жетончик с номером призван стать своеобразным “договором” между покупателем и маркетом. Если этого нет, не стоит и рисковать...

Существуют и компромис-сные варианты. В Киеве действует, например, сеть магазинов “Фуршет”. У них порядок такой: свой портфель с ценностями вы можете проносить в торговый зал. Перед входом вашу сумку просто обернут пленкой, которую “запечатают” у ручки. И все. И покупатель доволен, и магазин.

«Мы вас первый раз видим»

— Хотел бы подчеркнуть еще важность правильного поведения при покупке товара. Ведь конфликтные ситуации порой возникают из-за нашей небрежности, излишней доверчивости или спешки, — добавляет старший инспектор Андрей Галайчук. — Это подтверждает и недавний случай. В одном из престижных столичных магазинов женщина приобрела костюм. Отдельно — жакет и отдельно — брюки. Как всегда, торопилась и не очень хорошо осмотрела вещи, на которые выдали один чек. Дома примерила жакет, а он бракованный. Сразу вернулась в маркет, высказала претензию, оформила  заявление о замене дефектной вещи, приложила чек. Администратор попросила покупательницу зайти на следующий день, сославшись на то, что искомый товар надо привезти со склада. Женщина согласилась и спокойно отправилась восвояси. Каким же был ее ужас, когда вечером, в спокойной обстановке она вновь обнаружила непоправимый брак — на брюках!.. Можно было бы подумать, как и в случае с жакетом, о замене. Но теперь такой вариант не проходил. Товарный чек был отдан магазину. Продавцы и воспользовались этим. С выгодой для себя. А незадачливая покупательница осталась внакладе. И все потому, что не осмотрела, как следует, вещи в магазине и приложила к заявлению не ксерокопию, а оригинал чека...

Этот и многие другие случаи говорят о том, что “бюрократическая” сторона похода по магазинам приобретает сегодня все большее значение. Делая серьезную покупку, не забывайте о всевозможных официальных справочках. Потому что без документов, просто на словах доказать что-либо очень сложно. И ситуация чаще всего развивается по принципу: “мы вас первый раз видим”.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.