сегодня: 23 ноября, четверг
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 148 от 05 октября 2007 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / ДИСКУССИЯ / Евгений ПАСИШНИЧЕНКО. Мертвая петля АНТК

05.10.2007 , № 148 от 05 октября 2007 г.

В украинской столице, неподалеку от авиационного научно-технического комплекса имени Антонова стоит памятник штабс-капитану Петру Нестерову. Первым в мире он совершил знаменитую “мертвую петлю”. Произошло это в августе 1913-го в Киеве, над Сырецким полем. В рапортах тех лет об этом говорилось: “На километровой высоте летчик выключил мотор своего “Ньюпора” и начал пикировать. В шестистах метрах от земли он снова запустил двигатель, поднял самолет вверх и, описав вертикальную петлю, во второй раз бросил машину в пике. После выровнял аэроплан и, спускаясь по плавной спирали, благополучно приземлился”.

Этим маневром Нестеров положил начало высшему пилотажу.

Маневры совсем иного рода происходят нынче в Киеве. Высшим пилотажем тут и не пахнет. Хотя “мертвая петля” вполне может получиться. Вот только выйдут ли из нее продолжатели дела  легендарного авиатора невредимыми, сказать пока трудно.

«Наезд»
на авиаторов

Пятого сентября, как гром среди ясного неба, по столице прокатилось известие о том, что одно из самых благополучных (как всем казалось) предприятий взывает о помощи. “Семитысячный трудовой коллектив ГП АНТК имени Антонова взволнован ситуацией, сложившейся в связи с выводами комиссии ГлавКРУ Украины, проверявшей финансово-хозяйственную деятельность авиационного научно-технического комплекса, — говорилось в письме авиастроителей к президенту, премьер-министру Украины, секретарю СНБО и министру промполитики. — Обращаемся к вам, уважаемые руководители государства, с просьбой сделать все возможное для прекращения безосновательного вмешательства в деятельность предприятия, недопущения его разворовывания и уничтожения...” Неужели все это правда?

— К сожалению, да, — говорит председатель профкома АНТК Валерий Буслаев. — За два месяца поиска негатива комиссия ГлавКРУ не нашла на предприятии существенных нарушений. Но еще до получения необходимых возражений и разъяснений с нашей стороны стала распространять выводы, шельмующие нашу работу. В частности, сотрудничество с Россией по программе “Ан-148-100”. Нам доказывали, что оно приносит Украине большие убытки. Но ведь это сущая ерунда!..

В самом деле, пребывая в сложном состоянии, украинский авиапром может похвалиться в последнее время разве что реактивным пассажирским самолетом Ан-148, созданным АНТК имени Антонова в содружестве с россиянами. Нам не хватает собственных сил для того, чтобы самостоятельно конструировать, изготавливать комплектующие детали и собирать воздушные лайнеры. Это подчеркнула, кстати, несколько недель назад и “РГ” в серии материалов о ситуации в отечественном авиастроении. Надо бы России низко поклониться за ту помощь, что мы получаем. Но нет. Вместо этого начался активный “наезд” на одно из немногих все еще эффективных звеньев отечественной экономики.

Я разговаривал со многими рабочими, конструкторами, летчиками АНТК. И все они, во-первых, гордятся своим предприятием. А, во-вторых, считают, что в деятельности комиссии ГлавКРУ прослеживаются тенденциозность и заданность на негативный результат, весьма напоминающие случаи рейдерства, ставшие в Киеве в последнее время системой.

Экономическая «диверсия»

В чем, собственно, обвиняют антоновцев?

— Самое серьезное обвинение заключается в том, что мы бесплатно передали российскому производству техническую документацию на Ан-148, — рассказывает Буслаев. — Нам говорят, что эти самолеты должен производить соседний завод “Авиант”. Но там ведь нет возможностей по-настоящему наладить серийное производство. По тем планам, которыми я располагаю, в 2008-м году “Авиант” должен выпустить всего два таких самолета. Не дотягивает здесь и наше предприятие. Мы можем делать только опытные образцы. А у России (все идет еще со времен Союза, когда авиастроительный комплекс был рассредоточен по разным республикам) больше возможностей. И она заинтересована в совместной работе. Кроме того, мы ведь передали документы не кому-нибудь, а компаньонам. На основании специального межправительственного соглашения. Словом, передача эта — вовсе не отсебятина. И, тем более, не экономическая диверсия...

В самом деле, существует документ, на основании которого самолет Ан-148, разработанный в АНТК имени Антонова, считается “украинско-российским”. В соответствии с этим, серийный поток развернут в Воронеже во всю мощь. Десять самолетов здесь должны сдать уже в будущем году, и в дальнейшем работать, наращивая темпы. С тем чтобы уже к 2012-му делать свыше девяноста летающих супермашин.

В кооперации с мощными строителями авиационной техники есть и экономический резон. Ведь за каждый самолет, изготовленный другими заводами, коллектив АНТК должен получать 7-8 процентов стоимости продажи. Подсчитав, сколько денег поступит по этой статье от России, авиаторы сказали мне, что эта сумма перекроет все затраты, понесенные на изготовление техдокументации и передачу ее партнерам. Выигрывает от этого и бюджет. Например, в минувшем году АНТК передал государству в виде всяких налогов и отчислений более 100 миллионов гривен. В то же время госбюджет-2007 преду­смотрел для предприятия (на всю научно-техническую разработку, зарплату, поддержание уникального парка самолетов “Руслан”) только 5 миллионов. Этих денег не хватает даже для того, чтобы один раз выдать работникам комплекса полноценный аванс.

Что еще, кроме “бесплатной передачи технических документов”, инкриминируют авиастроителям, подтверждая тезис о “неэффективном руководстве предприятием” (с вытекающим отсюда увольнением лучших умов и организаторов)?

— Я не знаю, что они по этому поводу думают, — заметил Буслаев. — Но у нас уже долгое время постоянно работают семь тысяч человек. В то же время на соседнем заводе, где было восемнадцать тысяч работников, сейчас от силы наберется три тысячи. Это пример нашей “неэффективности”? Хотите — приведу еще...

Дальше лидер профорганизации поведал о том, как АНТК имени Антонова помогает другим предприятиям и даже городам решать проблему трудоустройства.

— Сейчас у нас работает группа специалистов из Конотопа — фрезеровщики, токари. Они трудились в филиале Харьковского авиазавода и несколько месяцев не получали зарплату. У нас им все выдают сполна и вовремя, — подчеркнул Валерий Алексеевич. — За два последних года средняя заработная плата увеличилась в АНТК с тысячи четырехсот семидесяти пяти до двух тысяч ста сорока гривен. А с октября мы повышаем тарифы и оклады еще на десять процентов. Мы постоянно опережаем то, что рекомендует нам Министерство промышленной политики. Это еще один пример “неэффективного руководства”?

Есть и другие. О них мне рассказали рабочие и конструкторы. К примеру, я узнал, что в этом году предприятие закончило строительство жилого дома в Ирпене. И шестьдесят семей бесплатно(!) получили здесь новое жилье. АНТК содержит лучший в районе детсад и детский оздоровительный лагерь “Антей”. Авиаторы сумели сохранить даже несколько великолепных баз отдыха на берегах Днепра. На оздоровление детей предприятие тратит каждый год миллион гривен. Ежедневно ребятишки получают пятиразовое питание. У них есть большой 25-метровый бассейн, “лягушатник” для малышей и европейские резиновые горки, с которых ребятня с радостным визгом скатывается под фейерверк брызг в теплую летнюю воду.

Важным объектом остается для предприятия и подсобное хозяйство “Антонов-Агро”. Здесь содержат крупное поголовье свиней и кроликов, выращивают грибы и разводят в специальных озерах рыбу, улов которой  ежегодно составляет почти 350 тонн. Занимаются и переработкой сельхозпродуктов. Все это богатство поступает потом на предприятие.

— Прямо на заводе, в кулинарном отделе, наши работники покупают свежее мясо, колбасу, сосиски, сардельки, копчености, рыбу и грибы. Причем цены тут процентов на тридцать ниже, чем “за забором” — в киевских магазинах, — пояснил председатель профкома. И все здесь правда.

«Отрубить предприятию голову!»

Вот на всем этом предприятие с уникальным производством, позволяющим создавать лучшие в мире самолеты, уже много лет и держится, несмотря на почти полное отсутствие бюджетного финансирования. Благодаря последовательной и взвешенной политике руководства предприятие не только обеспечило работой и хорошей социальной защитой тысячи людей, но и подняло на новый уровень авиационный имидж Украины. За годы независимости антоновцы разработали пять новых самолетов — Ан-70, Ан-38, Ан-74ТК-300, Ан-140 и, наконец, региональный пассажирский реактивный самолет Ан-148.

Параллельно с этим шла работа по модернизации и сертификации тяжелого транспортного самолета Ан-124-100М-150 “Руслан”, что значительно улучшило такие важные показатели, как экономичность и грузоподъемность этой удивительной машины.

Особое слово надо сказать о самолете Ан-148. В начале нынешнего года эта машина, ее маршевый двигатель и вспомогательная силовая установка получили сертификаты Межгосударственного авиационного комитета и Государственной авиационной администрации Украины. Это был настоящий праздник. В церемонии вручения сертификатов приняли участие премьер-министр и председатель ВР Украины, министр транспорта и связи, представители посольств России, Казахстана, Узбекистана, Китая, Индии, Ливии, Ирана — стран — парт­неров предприятия, разработавшего самолет, а также тех, чьи авиакомпании собирались использовать Ан-148 на своих линиях.

Был там и автор этих строк. И потому могу свидетельствовать: уже тогда машина, созданная в КБ имени Антонова, вызвала огромный интерес. 17 фирм из одиннадцати стран мира предложили АНТК сотрудничество в создании новых самолетов. Продолжением триумфа Ан-148 стал летний авиасалон во Франции, другие престижные выставки. На международном авиакосмическом салоне МАКС-2007, проходившем в подмосковном Жуковском, самолет получил в своем классе приз за лучший интерьер.

В общем, создавалось впечатление, что над АНТК — безоблачное небо. И предприятие будет набирать обороты, принося славу и деньги стране и себе. Никто не просил у державы особой поддержки. От нее требовалась лишь нормальная, грамотная политика развития отрасли и ее ведущих звеньев на основе четко выверенных и продуманных госпрограмм. Однако этого как раз и не случилось. По словам авиастроителей, произошла разрушительная рейдерская атака. В результате двухмесячного сидения в АНТК комиссия Главного контрольно-ревизионного управления выдала потрясающий вывод:  содружество с Россией, в результате которого все же появляется продукция, приносящая нам миллионы, является чуть ли не экономической диверсией! И за это положено наказание. Какое? Для начала — отрубить предприятию голову: уволить руководителей.

«Мы потеряем больше миллиарда»

Против этого и восстал коллектив АНТК, обратившись в Голосеевский районный суд, а затем  к руководителям страны. Суд запретил председателю ГлавКРУ Украины и любым другим юридическим и физическим лицам распространять негативную информацию и принимать какие-либо решения до окончания ревизионной эпопеи и всестороннего анализа ее результатов. Отцы державы ни ответа, ни тем более помощи авиаторам не дали. Возможно, это и породило дальнейшую эскалацию конфликта. В противовес решению суда в определенных кругах министерства промышленной политики и авиастроительного концерна “Авиация Украины”, куда входит АНТК имени Антонова, стали зреть идеи не только о смене руководства, но и об изменении статуса предприятия.

— Это грозило уже полным развалом нашего комплекса да и всего украинского авиапрома, — подчеркивает Буслаев. — Мы прикинули, какие негативные моменты могут возникнуть в связи с этим. И вот что получилось. Смена устава и руководства комплекса сразу ставит под угрозу прибыльную работу АНТК, продолжавшуюся в течение ряда лет. Угрожало это и потерей статуса научного подразделения, прямо связанного с пенсиями многих людей. Я уже не говорю о том, что просто под откос летят в этом случае наши социальные программы. В частности, повышение зарплаты и строительство жилья. Возникает здесь и большая опасность разрыва уже заключенных контрактов на самолеты Ан-140 и Ан-148, резкого снижения объемов продаж украинского авиатранспортного подразделения, поскольку международный рынок перевозок (особенно негабаритных грузов) очень чувствителен к смене персоналий. Мировое признание деятельности АНТК и то, что с нами делают, несовместимы с укреплением выгодных связей с Россией, Китаем, странами Евросоюза. Такая ситуация непременно приведет к их разрыву или большой напряженности. Обвалится и общий, так сказать, финансовый результат. Все последствия такого обвала подсчитать сложно, скажу лишь о том, что точно знаю об АНТК. Только по действующим контрактам мы потеряем за три-четыре будущих года более полутора миллиардов гривен. Как назвать такой результат и тех, кто его пытается создать?.. Увидев все это, мы вторично обратились к руководству страны. Двадцать пятого сентября лично президенту Украины и другим “отцам державы” отправили письма с объяснением, чем чревата “реорганизация” АНТК. Ответов как не было, так и нет...

По слухам,
и не только...

Можно долго размышлять по поводу того, кому и зачем понадобилось “убивать” АНТК. На предприятии считают, что одной из причин того, что Антонов попал в “мертвую петлю”, из которой выбираются с большим трудом, стало его “географическое” положение. Предприятие расположено, по сути, в центре столицы. А эта земля стоит огромных денег. Лакомым куском могут стать кое для кого и базы отдыха, агрокомплекс предприятия. В свое время все иностранные делегации посещали эти райские уголки. Выражали неподдельное восхищение ими. Быть может, эти площади, в самом деле, решили “прибрать к рукам”. По крайней мере, в АНТК уже не однажды раздавались телефонные звонки, и таинственный собеседник предлагал продать то базу отдыха, то детский оздоровительный лагерь.

Есть и другие версии. В то время, когда вокруг ведущего звена авиапрома, тесно контактирующего с Россией, плелись интриги и паутина, пронесся слух, что кое-кто из украинского военного ведомства думает о переводе нашей авиации (оснащенной российскими МиГами и Су) на американские истребители F-16 “Фалькон”. По информации газеты “Сегодня”, контакты эти осуществляются в режиме строгой секретности, что называется, за закрытыми дверями. Однако якобы известно, что, несмотря на высокую цену американской техники (российский Су-30 стоит около 40 миллионов долларов против 70-90 миллионов, которые надо заплатить за F-16) и большие расходы, связанные с переводом ремонтной и обслуживающей базы на новые рельсы, украинская сторона все-таки намерена “поменять крылья”. Здесь пригодился бы, конечно, и киевский комплекс. Но ведь его для этого сначала надо бы разрушить! “Выбросив” Россию...

Возможно, это, повторяю, только слухи. Но то, что нелюбовь к России выражается давно и настырно, это факт. Как, впрочем, и то, что совсем иные чувства наши лидеры высказывают в адрес “западных друзей”. И те, надо признать, иногда платят им взаимностью. Накануне выборов с “признанием” в любви к нашей “демократической власти” выступил сенат США. В документе, принятом сенаторами к рассмотрению и о котором сообщил “Коммерсант”, подчеркивается, что Соединенные Штаты выражают поддержку “завоеваниям оранжевой революции” и готовы содействовать дальнейшему развитию наших “демократических” процессов. Таких, как в истории с АНТК? А почему бы нет? Зачем, скажите, Америке украинский авиастроительный комплекс?..

Здесь и поставим пока точку. Перефразировав только высказывание, брошенное на днях нашим известным телеведущим: все это говорит нормальному человеку о том, что российская синица в руке все-таки лучше заокеанского журавля. Тем более что она и ближе нам, и полезней. Ведь дает не только крылья, но и газ.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.