сегодня: 19 ноября, воскресенье
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 139 от 21 сентября 2007 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Магия «вытынанки»

21.09.2007 , № 139 от 21 сентября 2007 г.

Художник-дизайнер Дмитрий Власийчук никогда не представлял себя в роли преподавателя. Однако свое жизненное призвание нашел именно в работе с детьми.

Отгоняющая
злой дух

После окончания училища Дмитрий Власийчук приехал на Хмельникскую мебельную фабрику, но задержался здесь недолго. И были на то причины: администрация не выполнила главного условия из тех, что оговаривались при приеме на работу молодого специалиста — он получил явно заниженную ставку. Директор местной школы, услышав об энергичном молодом художнике, предложил ему занять должность учителя по рисованию и черчению. Слабо представляя, что из этого получится, юноша все же согласился. Но вскоре понял, что попал в свою стихию. Кроме того, он всегда выкраивал время для творчества.

Ранее мастер увлеченно работал с деревом, занимался резьбой, инкрустацией. Но материалы стали дорожать да и без мастерской все труднее было обходиться. И Дмитрий Иванович совсем неожиданно для себя увлекся “вытынанкой”.

— К сожалению, в последние годы, — говорит собеседник, — эта техника почти забылась. Ее несправедливо считали примитивной, относя к так называемому наивному искусству. А в действительности это исконно народное творчество, корни которого уходят в глубокую старину. Сначала наши далекие предки в качестве подручного материала использовали обрезки кожи, остающиеся после шитья одежды, и вырезали из них незамысловатый орнамент и разнообразные изображения. Эти изделия считались свое­образными оберегами.

Значительно позже на смену коже пришла бумага. Очень популярным ремесло стало среди сельских женщин. Изображали они, в основном, древо жизни или вазон с цветами и птицами — все тот же оберег. И это понятно: многие цветы имеют магическую, исцеляющую силу. Изображения, чаще всего развешанные на окнах, выполняли еще и защитную функцию — не пускали в дом злую, нечистую силу. Узоры-украшения хозяйки меняли по нескольку раз на год, проявляя мастерство и фантазию.

В последние годы усилиями профессионалов-энтузиастов, таких как Дмитрий Власийчук, старинное ремесло стало возрождаться. Красной нитью сквозь самобытное творчество Власийчука проходят традиции и обычаи украинского народа, песенные мотивы и поэтические образы. Это для мастера поистине неисчерпаемый источник вдохновения. Уже одни названия работ говорят сами за себя: “Я до твого серця кладку прокладу”, “Дам лиха закаблукам”, “Краю мiй Черемоша й Прута”, “Половина саду квiтне — половина в’яне” и другие.

Повторил себя в  учениках

Дмитрий Власийчук, один из признанных мастеров “вытынанки”, в числе первых начал экспериментировать в избранной технике. В традиционных ее рамках (а классическая “вытынанка” исконно считалась симметричной и одноцветной) мастеру оказалось тесно. Для более глубокой передачи художественного замысла он начал использовать так называемую подсветку. И его “вытынанка” стала многоцветной.

Работы Власийчука отличаются не только высокой художественностью, филигранностью, но, кажется, еще источают при этом особую энергетику. Их можно встретить во многих музеях, в том числе и за границей. Есть они и в школе его родного села на Буковине.

В том, что Подолье стало еще одним центром “вытынанки” (здесь уже состоялось три фестиваля мастеров этого вида народного творчества, а в Могилеве-Подольском создан музей “вытынанки”) есть и заслуга одаренного мастера-энтузиаста из Хмельника.

Но еще большая заслуга Дмитрия Ивановича в том, что он учит полузабытому ремеслу молодое поколение. Его гордость и любимое детище — художественный отдел при местной музыкальной школе. Дмитрию Ивановичу пришлось не одно десятилетие обивать пороги кабинетов местных начальников, пока, наконец, в 2000 году детям из провинциального городка выпала возможность получать академическую подготовку — изучать азы рисунка, живописи, композиции, знакомиться с историей искусства.

Бывший воспитанник Власийчука Александр Доценко не связал свою жизнь с искусством, но благодарен наставнику за любовь, привитую к творчеству. Саша учится в Винницком политехническом университете, но по-прежнему не изменяет “вытынанке”, уже были две его персональные выставки.

И другие ученики, постоянно занимающие призовые места на конкурсах, радуют своего наставника. А выпускница школы Леся Спирина была вместе с учителем участницей фестиваля мастеров “вытынанки” среди взрослых.

Неплохие надежды подают и нынешние ученицы Катя Шевченко и Оля Головач, демонстрирующие завидную целеустремленность и усердие в овладении ремеслом, требующем не только усидчивости и терпения, но и ловкости рук, образности мышления и фантазии.

Жизненное кредо отличника народного образования Дмитрия Власийчука — работать с детьми творчески. И он ему никогда не изменял.

Владимир РЕКА.

Хмельник.

Винницкая область.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.