сегодня: 22 сентября, пятница
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 142 от 26 сентября 2007 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Владимир РЕКА. В чем виновата школа?

26.09.2007 , № 142 от 26 сентября 2007 г.

Мы рады каждому читательскому письму и тем более откликам на наши публикации.

Клубы  и  библиотеки  закрыты

А.А.Потапова из Вахрушево Луганской области 40 лет трудится на педагогической ниве. Уже много лет она читает нашу газету. Каждая публикация в “РГ”, касающаяся образования, не только не остается незамеченной нашей читательницей, но и вызывает у нее желание подискутировать с авторами.

Легко и радостно становится на душе от статей “Время ни на миг не остановишь”, “Если бы сады и рощи могли говорить...”, пишет педагог, а проблемы, затронутые в материалах “Форма не только дисциплинирует, но еще и украшает”, “Нужен ли мобильник ученику?”, волнуют и нас, наставников. Но так думают не все, поэтому и считают школу монстром, тираном, который только и делает, что нарушает права ребенка (“Под чужую дудку”, “Школа вредит здоровью”, “Воровство и главный закон”).

Автор письма соглашается с тем, что досуг подростков сегодня в значительной степени остается вне поля влияния профессиональных педагогов. Но только ли школа виновата в этом? Что может предложить учитель поселковой или сельской школы, кроме школьного спортзала, если клубы, библиотеки закрыты, а ближайшие бассейн и кинотеатр находятся на расстоянии десяти километров или больше? Естественно, что после шести-семи часов учебных занятий подросток стремится заняться чем-то другим. А вокруг столько соблазнов: бары, дискотеки, компьютерные автоматы, телевизор с просмотром всего подряд до самого утра, бесконечные разговоры по телефону. Разве может школа со всем этим конкурировать? Разве такое времяпровождение не вредит здоровью ребенка, задается вопросом опытный педагог?

И получается, продолжает она, что учителя, потратившие много сил и времени на подготовку к урокам, утром в классе встречают сонные глаза и одурманенные пивом и виртуальным миром компьютера головы? Достучаться до сознания таких учеников невозможно.

Потапова убеждает, что ее коллеги, как и прежде, много сил и вдохновения отдают работе с детьми, но не всегда получают желаемый результат.

Школу винят во многих грехах. А разве виновата она в том, что ввели 12-летнее образование и дети идут в школу с шести лет? Хотя далеко не все готовы к такому раннему началу школьной жизни.

Поколение нынешних учителей воспитывалось на героическом прошлом народа. “А на чем сейчас должна воспитывать школа, если памятник любимого нами детского писателя Аркадия Гайдара был разбит во дворе школы (“Зубилом и краской по подвигу”), если в угоду кому-то переименовываются улицы, которые названы именами известных людей, сделавших много доброго для Украины? Разве это не влияет на подростка с еще не окрепшей психикой?”, — спрашивает читательница.

Нет  смысла  напрягаться

Нина Голуб из села Дмитровка Николаевской области — советский учитель, как она себя называет, проработала в школе 42 года. Ее письмо — отклик на публикацию “Школа вредит здоровью”. Родители, пишет она, утверждают, что школа забирает у их детей детство, что многие их проблемы связаны со школой.

Но почему же вы, заботливые папы и мамы, спрашивает педагог, не ставите вопрос об открытии в школе группы продленного дня и кружков по интересам, как было прежде? В “продленке” учителя проводили с детьми игры и физминутки на улице. Так и сейчас должно быть.

За последние годы  школа пережила и продолжает переживать много негативных явлений, в том числе и психологического характера. Их тяжело переносят не только ученики, но и  педагоги, родители. Сколько нервов потратили все, чтобы разобраться с новой системой оценивания знаний учащихся, сколько времени и терпения потребовалось, чтобы привыкнуть к новым баллам. А зачем и кому это было нужно, до сих пор не ясно, недоумевает наша читательница.

Самым обидным для ветерана педагогики оказалось обвинение в том, что учитель якобы является простым передатчиком информации от учебника к ребенку. Но позвольте спросить, пишет Голуб, а сколько методической литературы и новых разработок к учебным программам и учебникам преподаватели получили в этом году? Пользоваться же советской литературой — Боже упаси: вмиг слетишь с работы. Что же остается делать учителю? Приспосабливаться, ибо единых требований к системе работы школы до сих пор за 16 лет Независимости так и не выработано. Прочный уклад советской школы разрушили, а создать свои новые методики не хватает ни сил, ни умения, делает заключение Нина Андреевна.

Трудно не согласиться с мнением ветеранов-педагогов, что ранее было престижно хорошо учиться уже по той простой причине, что для способного выпускника бесплатно были открыты двери любого вуза. А сейчас вход туда — за большие деньги и преимущественно для избранных. И не важно, есть у тебя знания или их недостаточно. Если у папы с мамой имеются тугие кошельки, любой вопрос можно уладить — от оценок в аттестате до сдачи сессии в университете. Для большинства же школьников, чьи родители не имеют солидных доходов и вынуждены перебиваться маленькими зарплатами, мечта о приобретении избранной профессии чаще всего остается несбывшейся. Какой же смысл напрягаться?..

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.