сегодня: 18 ноября, суббота
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 42 от 23 марта 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / НОВОСТИ ЖИЗНИ / ПЕНИЕ: БАБУШКИНО, НО УЖЕ НЕ ДЛЯ БАБУШЕК

23.03.2006 , № 42 от 23 марта 2006 г.
ВОТ интересно, может ли человек без музыкального образования научиться петь? Но не просто а-ля Киркоров, а так, как сельские бабушки, — мощно, громко, специфически и не похоже на “обычное” пение? Ведь сейчас народная манера исполнения становится все более популярной, и кто знает, может быть, через пару лет опять войдет в моду громкое пение старых песен за столом?

Когда слушаешь многоголосие сельских старушек, то часто думаешь: “Как у них получается?” Ведь и музыкального образования никакого, а четко держат свою партию. Вот в наше время есть понятная всем градация: кто-то со слухом и голосом, а кто-то с медведем на ухе, и тут уже ничего не сделаешь. А наши предки-крестьяне поют так, будто среди них не было людей без вокальных способностей. Будто с колыбели уже не голосили младенцами, а выводили протяжные, мелодичные песни.

Получив от знакомой анонс о мастер-классах по аутентичному пению при театре Леся Курбаса, сразу представила себе тетенек с дульками на голове (типаж “учительница украинской литературы”), которые, сложив руки на коленях, хором заводят старые песни. Тогда и решила поставить эксперимент на себе:  хватит ли моего голоса, чтобы научиться, “как бабушки”? Поэтому, отбросив все “против”, решительно отправилась в театр.

Консьержка вежливо кивнула — да, мастер -классы по пению здесь, на четвертом этаже, вы услышите. Однако никакого многоголосия не доносилось, и я наугад вошла в просторный зал с хорошей акустикой.

Постепенно собирались участники. В тот день преподавателя не было, я как раз попала на занятия по самостоятельной работе. Однако никакие почтенные “националисты” не появлялись, а зал скоро наполнился приятными девушками 20-25 лет. Это и были мои “коллеги” по учебе. Скоро появилась автор проекта “Станция голос” Мария Коротченко, мы стали в круг, и нас попросили... поорать как в лесу. Представив, что мы заблудились, все по очереди начали “эгегейкать” что есть силы, громко. Преодолев первое стеснение (Орать? Средь бела дня? В центре города? Солидным людям?), мы получили настоящее удовольствие от процесса. “Так и нужно петь”, — сказала нам Мария. Потом начали учиться правильно дышать (не все так просто в украинском пении!), а позже — “мукать”, специально направлять звук к зубам, чтобы почувствовать специфический “зуд” на губах. Не раскрывая  рта пропевали гласные звуки — необходимо было выдать, например, “а” или “у”, меняя лишь положение языка, а не губ, как мы привыкли. В таком специфическом положении губ и формировании звука была частица секрета необычного звучания народных песен. И вот, наконец, нам позволили распевать звуки “вслух”, зафиксировав губы в таком положении, в котором мы произносим звук “е”. Преподавательница и старшие ученицы внимательно слушали новичков, исправляли. Кто-то неправильно дышал, а кто-то не туда направлял звук. Однако нас, горе-певцов, не подгоняли, а терпеливо объясняли снова и снова что к чему. В этой студии могут долго тянуть “слабых” учеников, и к напуганной городской скованности относятся с пониманием. “Единственное, чего мы не терпим — это кокетства”, — призналась Мария Коротченко.

Как только у нас, вновь прибывших, начал выходить специфический очень противный звук (“представьте, что вы мультяшные чудовища!”), как только мы распелись, тогда  начали изучать самые простые песни, разложенные лишь на два голоса. Учились “по бабушкам” — ставили диск с собранным по селам этноматериалом. Сознаюсь честно, было тяжело. Все время хотелось “прыгнуть” на чужую партию, было страшно впервые заводить песню во весь голос, в присутствии таких опытных наставниц. А быть солистами приходилось всем, по очереди. Ведь спевки — не место для стыдливости или скованности, здесь нужно открыться. “Наши предки так красиво пели, потому что обеими ногами стояли на земле, чувствовали ее”, — говорит Мария и помогает ученикам выпрямить спины, расплести перекрученные ноги (столичная манера стояния), призывает почувствовать, что своим пением мы пытаемся докричаться до весны. Скоро мы сплели руки и начали водить танец. По мнению Марии, это помогло бы отвлечься от пения, и тогда  наши музыкальные попытки звучали бы естественно.

Странное дело: занятие длилось более двух часов, и чем больше мы пели, тем сильнее чувствовали друг друга, а настроение уверенно ползло  к отметке “100%”. Я пела, и искренне радовалась, когда преподавательница похвалила мой “зачин”, даже переспросила, не занималась ли я народным пением. А совсем миниатюрная девочка, которая, как и я, пришла на мастер-класс впервые, оказалась обладательницей невероятно сильного и хорошего голоса, о наличии которого даже не подозревала, ведь перед занятием жаловалась, что “в жизни не пела, потому что нечем”. Вот так на глазах (то ли в ушах) раскрывались чей-то творческий потенциал и чье-то хорошее настроение. Я обнаружила, что могу и люблю петь. Такое вот совместное пение, самостоятельно,или с преподавателем из консерватории
(“мэт­ров” этнопения периодически приглашают преподавать для таких, как мы), — чем не альтернатива дискотекам или ночным клубам? Здорово, весело и так по-родному...

Информационная справ­ка. “Станция голос” — продолжительный художественно-исследовательский и образовательный проект Центра Курбаса, призванный способствовать сохранению и развитию традиционной культуры Украины, введению ее в контекст современного искусства. “Мастер-классы по украинскому аутентичному пению” имеют целью представить разные и самобытные музыкальные школы и методологии в сфере традиционного музыкального исполнения. Программа представляет собой цикл лекций и мастер-классов ведущих отечественных и мировых мастеров по этнографии, пению, фольклору, истории музыки и другим дисциплинам.

Анастасия МЕЛЬНИЧЕНКО.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.