сегодня: 21 января, воскресенье
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 41 от 22 марта 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Январь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

  Главная / НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ / КОНКУРЕНТОВ ВОЗЬМЕМ ХОЛДИНГОМ

22.03.2006 , № 41 от 22 марта 2006 г.
СОЗДАНИЕ вертикально интегрированных структур управления украинской индустрией набирает обороты. В прошлом году была создана государственная самолетостроительная корпорации “Национальное объединение “Антонов”. Сейчас на повестку дня вынесен вопрос объединения предприятий, выпускающих оборудование для энергетики.

Заказчики предпочитают иметь дело с партнером, у которого можно купить если не готовую электростанцию, то хотя бы иметь “под ключ” машинный зал. Это хорошо понимают и производители оборудования. Так, харьковский завод “Турбоатом” еще более десятка лет назад провел научно-практическую конференцию, где ставил вопрос об объединении усилий энергомашиностроителей. Турбинисты предлагали создать в Украине внешнеторговую фирму, которая бы выступала на мировых рынках от имени отечественных производителей энергетического оборудования.

В мире полдюжины крупнейших производителей энергетического оборудования. Рынок уже поделен, а освободившаяся ниша заполняется мгновенно. Уйдет оттуда “Турбоатом”, его место сразу займут “Сименс”, АББ или “Силовые машины”. Кстати, российский концерн создан еще в 2000 году. В него вошли ведущие предприятия отрасли и сбытовая компания “Энергомашэкспорт”. Последняя структура занимается продвижением российской продукции на мировых рынках.

Будь в Украине такая же структура, можно было бы не только уверенно чувствовать себя на международных тендерах, но и избежать конфликтов и ненужной конкуренции между своими предприятиями. Один пример. ОАО “Турбоатом” и госпредприятие “Завод “Электротяжмаш”, выполняя индийский заказ, не смогли согласовать между собой стоимость поставляемых индусам генераторов. Как следствие, имеем штрафные санкции за срыв контракта.

Этот скандал ускорил шаги по созданию единой корпорации энергетического машиностроения, о которой в Министерстве промышленной политики говорят давно.

По словам министра промышленной политики Владимира Шандры, ведомство разработало концепцию объединения предприятий энергетического машиностроения. Оно предлагает создать корпорацию, в которую предприятия войдут на правах самостоятельных юридических лиц. Предусматривается лишь централизация в части решения общих производственных и маркетинговых задач, стоящих перед участниками корпорации.

Ядро такой структуры составят акционерное общество “Турбоатом” и госпредприятия “Электротяжмаш”, “Харьков-ский электромеханический завод (ХЭМЗ), “Харьковский государственный приборостроительный завод им. Шевченко”. В дальнейшем в концерн могли бы войти производители насосов, трансформаторов и другого энергетического оборудования.

Теперь, когда для создания объединения созрели верхи, в низах началось брожение. Камнем преткновения стал вопрос о его структуре.  Директора некоторых предприятий высказываются за предложенную правительством корпорацию, другие за менее жесткое объединение — холдинг.

Руководитель “Электротяж-маша” Виталий Чередник считает, что надо создать концерн, который будет выступать единым юридическим лицом, а руководить им должно государство.

Идею единоначалия поддерживает и директор ХЭМЗа Евгений Яблонский. По его словам, финансовое положение завода, который еще недавно был на грани банкротства, в последнее время улучшается. Свою нынешнюю убыточность и задолженность в бюджет предприятие намерено покрыть благодаря участию в проектах, которые получит в рамках корпорации. А еще Е.Яблонский говорит, что корпорация должна иметь государственные гарантии. Они нужны при заключении контрактов с иностранными партнерами.

Если ставшие недавно директорами руководители государственных предприятий  “Электротяжмаш” и ХЭМЗ почти всецело поддерживают позиции правительства, то председатель правления ОАО “Турбоатом”, возглавляющий завод около 20 лет, занимает иную позицию. Генеральный директор “Турбоатома” Анатолий Бугаец предлагает уйти от жесткой структуры корпорации. Он опасается, что финансовые проблемы слабых предприятий могут лечь на плечи успешно работающего “Турбоатома”.

В деле создания единой энергомашиностроительной корпорации свою позицию имеет и Фонд госимущества, ведь государству принадлежит более трех четвертей акций ОАО “Турбоатом”. Председатель ФГИ Валентина Семенюк, побывавшая недавно в Харькове, подчеркнула, что не надо путать производственные отношения с имущественными. Хозяйственный кодекс запрещает создавать холдинги из предприятий, имеющих в активе частный капитал. Она сообщила, что ФГИ не давал “добро” на образование корпорации в самолетостроении.

Так что процесс объединения энергомашиностроительных заводов в единый кулак может быть длительным. Хотя Кабинет министров заявляет, что примет решение по этому вопросу в ближайшее время.

Да, одной организационно-правовой перестройки энергомашиностроения недостаточно для того, чтобы отрасль заняла достойное место на мировом рынке. Нужна помощь в укреплении материально-технической базы заводов.

— Отечественное машиностроение базируется в основном на морально и физически устаревших производствах, — говорит заведующий кафедрой стратегического планирования Харьковского политехнического института Игорь Кононенко. — А это не позволяет производить  продукцию, всегда способную конкурировать с зарубежными компаниями.

По его мнению, государство должно компенсировать процентные ставки по кредитам, привлекаемым для модернизации производства. Целесообразно развивать сотрудничество с ведущими фирмами развитых стран. Это может быть как совместное проектирование новых изделий, производственная кооперация, так и развитие своих производств на основе передовых зарубежных технологий. Такой путь позволит использовать научно-технический потенциал для создания самого современного энергетического оборудования.

Как считает ученый, машиностроение должно стать одним из ключевых приоритетов развития украинской экономики. Здесь крайне важно возвратиться на позиции, которые отрасль занимала в начале 90-х годов. Тогда в структуре промышленного производства доля машиностроения составляла более 30%, а сегодня — 12-13%.

И поможет сделать это трансформация отрасли. Она обеспечит преобразование машиностроительного комплекса в высокоэффективную систему на началах самовоспроизведения и стабильного ускоренного развития.

Николай ГУК.
Харьков.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.