сегодня: 22 сентября, пятница
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 288 от 06 июля 2007 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / «Площадь большого базара»,

06.07.2007 , № 288 от 06 июля 2007 г.

или Как власть и деньги изуродовали главную площадь страны

Шесть лет назад на виду у всей страны в столице было совершено святотатство: местная власть фактически надругалась над тысячелетней историей Киева, которую похоронили под гусеницами бульдозеров, предварительно разрыв экскаваторами Майдан Незалежности, чтобы превратить его в заурядную
базарную площадь.

 Вместо
духовности — бутик!

Осуществлялось это под благим предлогом: десятилетие независимости Украины хотели “отметить” сооружением на Майдане соответствующего монумента. В процессе же авральной работы все свелось в основном к “воздвижению” на главной площади страны... подземных бутиков. Так Майдан впервые был изнасилован его величеством Капиталом...

Когда в Киеве объявили конкурс на лучший памятник Независимости Украины, свою идею (в контексте мировых образных традиций) предложил и скульптор Анатолий Кущ. Суть его замысла состояла в том, что на главной площади страны должна была предстать в монументах и архитектурных  решениях многовековая история страны.

— Задумка была какая? Всякое государство складывается, как из кирпичиков, из своих крупных деятелей. Кто-то это государство основывает, кто-то его строит, кто-то делает независимым. Все это труды “администрации”: князей, гетманов, президентов. Вторым “крылом” идеи была духовность — ее лидеры, начиная от Нестора Летописца до современных писателей, поэтов, художников, выдающихся деятелей церкви. Всех тех, кто создает “духовную государственность” внутри человека. Это и должен был отразить монумент, — рассказывает Анатолий Васильевич.

В мастерской
на улице Филатова

Мы беседуем со скульптором в знаменитой мастерской на улице Филатова. Раньше здесь творил незабвенный Иван Кавалеридзе. Теперь вот работает Анатолий Кущ. Он не сразу согласился на встречу. Долго оттягивал ее (видимо, не горя  желанием говорить о больном). Но, наконец, согласился. И вот я сижу в полутемной мастерской, сплошь заставленной гипсовыми и бронзовыми “метровками” (небольшими, высотой около метра, моделями скульп­тур), слушаю Куща и смотрю на монитор компьютера, где кадр за кадром возрождается столичный Майдан — такой, каким задумывал его автор...

— Основу, квинтэссенцию монумента должна была составить композиция, отражающая более чем 1000-летнюю драматическую историю Украины, — продолжает Анатолий Васильевич. — Комплекс должен был органично включать в себя существующие рельефы и архитектурные формы. Предполагалось повторить в контуре монумента даже пирамидальные очертания отеля “Украина”. Колоннада консерватории с одной стороны и колоннада Дворца искусств с другой должны были органично сочетаться с колоннадой галереи “Державотворцiв”, в крыльях которой следовало установить двенадцать фигур — князей Аскольда, Вещего Олега, Святослава, святой княгини Ольги, князей Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, гетманов Хмельницкого, Конашевича-Сагайдачного, первого президента Украинской Народной Республики Михаила Грушевского и других. На крыльях колоннады “Державотворцiв” предполагалось разместить беломраморные рельефы с изображениями творцов украинской духовности — Нестора Летописца, Андрея Первозванного, Антония и Феодосия Печерских, живописца Алипия, лекаря Агапита, Григория Сковороды, Феофана Прокоповича, Петра Могилы, Галшки Гулевичивны, Котляревского, Тараса Шевченко, Николая Гоголя, Михаила Драгоманова и других. На верхней площадке, на постаменте в форме креста — символа  христианских традиций — 25-метровая колонна, увенчанная 6-метровой окрыленной фигурой Украины-Оранты, несущей ветку калины. Над левым пилоном должны были парить конные знаменосцы времен Владимира Великого с гербом Киевской Руси. Над правым — конники-знаменосцы времен Богдана Хмельницкого... Из-под колонны должна была спускаться, словно волны Днепра, величественная лестница, завершаясь на нижней площадке 6-метровой скульптурной композицией, изображающей основателей Киева.

«Этого  никто  не  знал
и  не  видел...»

— Так было задумано, — делится пережитым Кущ. — Однако получилось совсем не то, что я предлагал! Майдан не стал главной площадью страны, центром духовности и независимости. Получилась в итоге площадь базара — большого рынка, а не площадь государственности. Майдан не стал цельным. Из всего, что намечалось, осталось лишь два элемента: колонна и Оранта. Остального — нет. И, когда смотришь на эти остатки, странным и непонятным кажется вообще все, что находится на площади.

— Видите? — мастер останавливает компьютерную “экспозицию” своего проекта. — Там, где разместился “Глобус”, должен бы находиться музей...Музей государственности. Но его тоже нет.

— Кто же принял такое решение?

— Сложно сказать. Полагаю, что городские власти. Тут, конечно, немало странного. Градостроительные советы проходили абсолютно нормально, законно. Были приняты правильные решения. Была разработана концепция: создать монументальную композицию с музеем. А в итоге, когда начали строить, все пошло через пень-колоду. Мне кажется, все дело в том, что строили объект не на бюджетные деньги. Все возводилось на деньги тех, кто “имеет право” на помещения “Глобуса”. Как говорится, кто платил, тот и заказывал музыку.

— В итоге получилось то, что хотели они?

— Да, получили не монумент, не Центр государственности, а просто базарную площадь с большим количеством “стеклянных элементов”. Я не против бизнеса, не против концертов. Но представьте состояние человека, когда он находится на площади среди державотворцев, когда тут есть дух государственности. Это хорошо, это правильно. И совсем другое дело, когда видишь толпы пришедших потусоваться и выпить пива.

— Но это так, мысли о самой площади. А еще хотелось бы несколько слов сказать об Оранте, которую некоторые архитектурные “авторитеты” называют “какой-то этнической девушкой, стоящей наверху римской колонны”. Во-первых, колонна эта не римская, а греческая. Коринфская, — подчеркивает скульптор. — А потом... Посмотрим на метровую модель. С нее увеличивал я Оранту. Видите? Некоторые элементы ушли. В том варианте, что стоит на площади, нет чепца, нет орнаментов.

— Куда же они девались?

— Опять-таки, не моя прихоть. Как-то пришла ко мне киевская власть — городской голова, с ним еще человек пятьдесят (районные главы, замы). И каждый давал советы: мол, это должно быть так, а это — иначе. В итоге Оранта стала совсем другой. И еще. Кто-то из пришедших сказал, что она похожа на мою дочь. Голова отреагировал мгновенно: “Как это так? За наши деньги увековечиваешь родных!”. Что сказать об этом? Глупость! Но в итоге пришлось и лицо менять...

— Однако менее красивой Оранта все равно не стала.

— А вот о площади этого не скажешь. Замысел остался незавершенным. Поверьте, никакой художник не хочет сделать произведение хуже. Но, когда к нему приходят и начинают давить, переиначивать, получается то, что произошло с киевским Майданом. Этого никто не знает и не видит. Потому и говорят: это он виноват, это он такое натворил... А если честно, то в первых вариантах я вообще не хотел ничего на площади менять — все до последнего деревца должно было оставаться на своих местах! И если нынче Майдан выглядит другим, то, поверьте, не только скульптор приложил к этому руку...

 Из  досье  «РГ»

Анатолий Кущ — скульптор, народный художник Украины, академик Академии искусств. Автор уникальных работ, украшающих скверы и площади многих стран мира. Его молодого Тараса Шевченко обожают варшавяне. Памятниками “Жертвам голодомору в Українi 1932-1933 рокiв”, Геродоту и Богдану Хмельницкому гордятся жители американских городов Блумингдейл, Иллинойс и Рокфорд. Произведения мастера хранятся в лучших музеях и частных коллекциях Украины, Великобритании, Германии, Австрии, России, Венгрии, Японии, Швеции... Скульптор создавал зал приемов, холлы и аллеи знаменитой “дачи Горбачева” в Форосе. Его монументальные ансамбли “Ярославна”, “Баян” и “Князь Игорь” придают особый, былинный облик Новгороду-Северскому.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.