сегодня: 22 ноября, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 40 от 21 марта 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / НОВОСТИ ВЛАСТИ / КРИЗИСЫ МОЖНО СПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРЕДОТВРАТИТЬ

21.03.2006 , № 40 от 21 марта 2006 г.
Как уже сообщала “Рабочая газета”, президент Украины Виктор Ющенко поручил Совету национальной безопасности и обороны Украины разработать Стратегию национальной безопасности страны. Насколько актуальна эта проблема, с какими вызовами приходится стал–киваться сегодня Украине, как решаются проблемы, связанные с энергетической безопасностью страны? Об этих и других проблемах в интервью с секретарем СНБОУ Анатолием Кинахом.

— Анатолий Кириллович, как движется работа над Стратегией национальной безопасности?

— Наша задача — подготовить проект Стратегии в сжатые сроки — за 2 месяца. Составными ее частями является энергетическая, информационная, продовольственная, транспортная, экологическая, демографическая безопасность... А потому к работе над документом привлечены эксперты по всем этим направлениям, а также десятки аналитических центров, научных институтов.

— То есть, если бы такая Стратегия была утверждена, к примеру, лет десять назад, то наша страна избежала бы многих трагедий, в том числе и такой, как в Алчевске, когда целый город остался без тепла?

 — Случаи, связанные с неисправными инженерными сетями, когда выходит из строя в холодную пору отопление, к сожалению, у нас в стране не единичны и характерны для многих городов страны. Но к чему может привести сбой в работе до предела обветшалого коммунального хозяйства в масштабах целого города, к сожалению, можно было наглядно увидеть этой зимой в Алчевске, где “обогревом” тысяч жителей пришлось заниматься различным ведомствам и министерствам. И даже вынуждены были вмешаться в ситуацию глава правительства и лично президент страны.

Считаю, что Стратегия национальной безопасности, которую готовит СНБОУ, как раз и является документом, реализация которого позволит реформировать отсталые отрасли, а значит, избежать многих подобных ЧП и действовать на опережение, чтобы не допускать подобных кризисов...

— В том числе бензинового и мясного, как это было весной и летом прошлого года, а позже — сахарного, газового.

— В общем-то, так, ведь Стра­тегия национальной безопасности долгосрочная и в значительной мере должна содержать прогнозы, касающиеся различных рисков, с которыми страна может столкнуться в ближайшие годы.

— Значит, и в энергетической сфере можно будет если уж не предотвратить кризис, то хотя бы спрогнозировать его последствия, в том числе резкие колебания цен на энергоносители?

— Безусловно. Что же касается цен на газ... Считаю, что  “газовые” соглашения, подписанные 4 января, — временный и очень несовершенный компромисс, принятый в кризисных условиях. А потому надо продолжать работу относительно транзита российского газа, его поставок по принципам прозрачного рыночного сотрудничества, активизировать деятельность правительственных структур и НАК  “Нафтогаз України” по подготовке и подписанию межправительственного протокола по условиям поставки природного газа и его транзита на 2006—2007 годы.

В то же время напомню, что пока не отменены соглашения, подписанные с РФ с 2000 по 2002 год, когда премьерами были Ющенко и Кинах. Так, в соглашении от октября 2001 года, которое я подписывал, как премьер-министр, зафиксировано, что Украина гарантирует транзит российского газа по своей территории в Европу, а Россия — транзит среднеазиатского газа в Украину по своей территории. Желательно, чтобы эти договоренности продолжали действовать, а также был бы предусмотрен поэтапный вариант повышения цены на газ и при этом рассмотрены и тарифы на его транзит.

— А каков прогноз цены на газ для Украины на второе полугодие?

— Это решение следует искать в треугольнике Украина—Россия—Туркменистан. С Турк­менистаном у нас подписано Соглашение по поставке в 2006 году 40 млрд куб природного газа по цене в первом полугодии —
50 долл., во втором — 60 долл. за тыс. куб. Если останутся эти цены, то резких колебаний мы не прогнозируем. Но для этого необходимо закрыть вопрос “газовых” долгов Туркменистану, выйти на долгосрочное сотрудничество в этой сфере. Разумеется, о долгосрочной стратегии нашего партнерства пойдет речь в ходе визита президента Туркменистана в Украину.

И, безусловно, нам нужно выходить на более прогнозированные условия взаимодействия с Россией, избегать ультимативных заявлений с обеих сторон, информационных войн. Считаю также, что нужно вернуться к рассмотрению проекта международного газотранспортного консорциума, но обязательно при участии третьей стороны — государств ЕС.

— Украина сегодня расходует на единицу ВВП в 2-3 раза больше энергоресурсов, чем наши соседи. Как будет выправляться эта ситуация?

— Этой работой будет заниматься созданное в нашей стране Национальное агентство по вопросам эффективного использования энергоносителей и энергосбережения. Главная его задача — максимальное усиление всех направлений политики энергосбережения. В том числе это касается и инновационно-инвестиционного развития, и ценообразования, в первую очередь перекрестного субсидирования в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Решение этих проблем заложены и в энергетической стратегии Украины до 2030 года, которую во исполнение решений СНБОУ правительство доработало и недавно утвердило. Она, в частности, предусматривает постепенную замену импортируемых энергоресурсов углем, газом и нефтью собственного производства, а также за счет наращивания мощностей на наших АЭС. Сегодня 15 наших атомных блоков вырабатывают около 52 процентов электроэнергии. Планируется увеличить число новых реакторов, а также серьезно работать над созданием элементов ядерного цикла начиная с добычи, производства свежего и хранения отработанного ядерного топлива. К слову, разведанных запасов высококачественного урана у нас хватит на 100 лет вперед. 

 Обнадеживающие перспективы появились в последнее время и в отношении добычи собственных запасов нефти и природного газа на Черноморском шельфе. Правительство уже утвердило на сей счет конкретные планы.

Неплохие перспективы и у угольной отрасли. (Прогнозные запасы угля в Украине — 117 млрд тонн, из которых 40 млрд тонн энергетического угля уже разведано). Необходимо создавать условия для развития отрасли и повышения ее конкурентоспособности, о чем недавно мы говорили на совещаниях в Луганске и в Киеве с участием руководства Минтопэнерго. Речь идет о формировании системных комплексных программ развития отрасли, решения кадровых проблем, повышения зарплаты шахтеров, совершенствования системы ценообразования на уголь, формирования государственной политики в отношении неперспективных шахт, ввода новых мощностей.

В апреле на заседании Межведомственной комиссии по вопросам энергетической безопасности при СНБОУ будут рассматриваться вопросы стратегии развития угольной отрасли.

— Сегодня от многих претендентов на места в парламенте слышим, что они, в случае победы, чуть ли не одним махом решат почти все проблемы, в том числе и те, которые Вы сейчас выделили.

— Я трижды избирался в парламент и знаю, что избирательная кампания — это уникальная возможность для политических сил продемонстрировать свои возможности, свой план развития и повышения благосостояния страны и на основе честной, прозрачной конкуренции добиться доверия граждан Украины. Главное, чтобы избирательная кампания опиралась на конкуренцию интеллекта, программ, идеологий, методов развития государства. И именно на этой основе граждане должны делать свой выбор.

И хочется верить, что, несмотря на все трудности избирательной кампании, результатом выборов все же станет консолидация общества и в целом нации.

Михаил БАЛТЯНСКИЙ,
Валентин ВЕРНОДУБЕНКО.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.