сегодня: 19 ноября, воскресенье
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 40 от 21 марта 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ / СЛУШАНИЯ ПО ЖИЛЬЮ ДАЖЕ СЛУШАТЬ НЕ ЗАХОТЕЛИ

21.03.2006 , № 40 от 21 марта 2006 г.
Кредитование молодых семей остается актом самовосхваления политиков, а не помощью молодежи

   КАК и ожидалось, на парламентских слушаниях “Состояние и перспективы развития молодежного строительства в Украине” пришло больше заинтересованной общественности, чем депутатов ВР, коих в сессионном зале собралось всего ничего — не более 60.

Видимо, больше “пекут” выборы, чем какая-то молодежь.

Впрочем, обо всем по порядку. Как ни старался докладчик и.о. министра по делам семьи и молодежи Юрий Павленко убедить собравшихся, что система кредитования строительства жилья для молодежи ох как успешна, от бдительного депутатского ока не ускользнули незамеченными... странности.

В 2005 году между Госфондом содействия молодежному жилищному строительству и молодыми семьями заключены 6500 договоров, но без... финансового обеспечения со стороны государства. Летом из состава наблюдательного совета за деятельностью фонда были выведены все народные депутаты, зато главой совета стал министр Павленко, отныне наблюдающий сам за собой. Также были изменены критерии определения первоочередности получения кредитов. Преимущества получили молодые и перспективные... спортсмены да обладатели научных степеней, хотя у нас, как и во всем мире, больше всего детей рождается в рабочих семьях и семьях малообеспеченных. В общем, опять двадцать пять: на обочину государственной помощи отодвинуты бедняки — и образовательным цензом, и имущественным — кредит не выдается, если зарплата соискателей такового не достигает 1300 грн.

С большой помпой презентованный 27 февраля этого года веб-сайт фонда со списками кандидатов на получение жилищных кредитов, по замыслу министерства, должен был продемонстрировать максимальную прозрачность в этом конкурсе. Однако, как подчеркнула на слушаниях глава профильного комитета ВР Екатерина Самойлик, решения надо принимать не на основе сомнительного изменчивого рейтинга кандидатов, а по строгим нормам закона.

В целом, в 2006 году системой кредитования на жилищное строительство смогут воспользоваться не более процента молодых семей — по причине финансирования программы по “старому, доброму” остаточному принципу, известному всем нам еще со времен застоя. А на покрытие банковских процентов по уже выданным банками кредитам государство выделило всего 30 млн гривень при потребности в 66 млн гривень. Ситуация почти “пирамидальная”.

Но не надо думать, что денег в казне нет. 14 марта правительство отчиталось о выполнении бюджета за прошлый год. Обнаружилось, что в казначействе на счетах кабинета министров свободные остатки денег на первое января 2006 г. составляют 14,7 миллиарда гривень! Получается, что государство выделяет копейки на строительство жилья для молодежи, в то время как “скучают” без дела ресурсы, способные не только решить проблему, но и стать локомотивом для экономики страны. Кстати, по тем же данным, Нацбанк хранит валютные запасы в размере
18 миллиардов долларов.

Что ж, скудна не казна, а головы чиновников, которые, обжимая размеры кредитов для молодых семей, в то же время выплачивают коммерческим банкам проценты, едва ли не равные сумме предоставленных кредитов! И которые упорно не замечают, что реальная стоимость квадратного метра у строительных организаций на 30% превышает стоимость того же метра по расчетам Госфонда содействия молодежному строительству. А значит, утяжеляется доля молодых супругов в расходах на оплату квартир.

Выход из положения очевиден, в частности, как предлагалось на слушаниях, стоит обратить внимание на рынок вторичного жилья. Можно задействовать в кредитовании и 132 млрд гривень из сгоревших на сберкнижках сбережений старшего поколения. Также необходимо законодательно увеличить долю социального жилья при строительстве коммерческого. Например, в Киеве возведение одного высотного здания приносит инвесторам около 50 млн долларов чистой прибыли. Учитывая, что в Украине строится преимущественно дорогое жилье для богатых, ресурс здесь большой... Но в любом случае проблему молодежного строительства придется решать уже правительству, которое “одобрит” новое парламентское большинство.

Наталья КАМЫНИНА.

Комментарий

ПО МЕРЕ приближения “даты X” парламентские слушания очень напоминают политическую рекламу. И по молодежному строительству исключением, увы, не стали. Потому что, собственно, до проблем молодых в большинстве выступлений, считай так и не дошли.

Юрий Павленко точно исключением не был. Слушать его отчет было бы скучно, если бы не было так смешно. Вот, например, фраза о том, что в 2005 году Госфонд содействия молодежному жилищному строительству увеличил количество выданных кредитов в 6,8 раза по сравнению с предыдущим годом. Неувязочка получается! Льготных кредитов, то есть государственных, предоставленных непосредственно фондом, на самом деле стало в полтора раза меньше. И даже меньше, чем в 2003 году.

Так за счет чего делаем статистику? Правильно, у фонда есть вторая программа — компенсация процентов по банковским кредитам. И то, что договоров по этой программе заключили в предыдущем году во много раз больше, тоже правда. Даже сами чиновники испугались таких темпов, и в декабре документы в фонде уже никто не принимал (!). Но заключить договор — не значит выполнять его условия. На личном примере: кредит с участием фонда мы взяли еще осенью, а вот компенсации нет до сих пор. А ведь уже никак весна на дворе...

Еще одна красивая реплика: фонд внедряет инновационные формы и механизмы обеспечения молодежи жильем. Видимо, имеется в виду появление так называемой рейтинговой системы, а проще говоря, очереди на льготные кредиты. Потому что всех остальных “инноваций”, которые председатель правления фонда Валерий Омельчук обещает уже года два, пока не видно. А что касается рейтингов... Да, на интернетовской страничке фонда каждый может увидеть свой номер в очереди. Но понять, почему он занимает именно это место, дано не всем. Так что о прозрачности говорить не приходится. Во-вторых, на сайте зарегистрировано немногим больше семи с половиной тысяч анкет по всей Украине. Вы верите, что желающих так мало?

Но больше всего “радует” система как таковая. Получается, что право на получение кредита в первую очередь имеют все льготники, какие только можно. Иначе говоря, приоритетов просто не существует. Непонятно, кто для государства важнее — многодетные семьи, молодые ученые, спортсмены или те, кто годами стоит на квартучете. Такое ощущение, что в программу попытались впихнуть всех и сразу. Но, как однажды выразился все тот же Омельчук, “сделать счастливыми всех невозможно”. Поэтому хорошо бы для начала определиться: а кому, собственно, государство помогает? Одаренным соотечественникам, многодетным, льготникам или все-таки молодежи? А то и в обещанных “социотехнополисах” собираются уже строить дома не то для малообеспеченных, не то для бывших заключенных. И как обычно, решать проблемы одних за счет других.

А вот “за какие шиши” эти проблемы будут решаться, тоже никому не известно. Финансирование программы растет, но несоизмеримо медленнее, чем цены на квартиры, особенно в столице. А количество желающих явно не уменьшается, тем более что “обделенных” очередников за все годы работы фонда накопилось значительно больше, чем счастливых обладателей кредитов.

Мария РУБАН.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.