сегодня: 18 ноября, суббота
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 269 от 31 мая 2007 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / НОВОСТИ ОБЩЕСТВА / Болонский экспресс

31.05.2007 , № 269 от 31 мая 2007 г.

Скорый поезд “Украина” сломя голову мчится в светлое европейское будущее. Филологи возразят: “Поезд не может мчаться сломя голову”. Согласен, не может. Но наш экспресс мчится именно так. Как известно, при пересечении западной границы украинским составам меняют колеса. Но для въезда в “европейский рай” отказаться придется не только от колес. Ну, например, и от “порочной” системы образования. Какой “кошмар”: дипломы украинских вузов не котируются на Западе. “Это дело не годится”, — возмутились наши “евроинтеграторы” и грозно молвили: “А подать нам Болонский процесс!”

Без докторов наук...

Начало Болонскому процессу было положено 19 июня 1999 года в городе Болонья (Италия) подписанием 29 министрами образования стран Европы “Болонской декларации”. Этим актом страны-участницы согласовали общие требования, критерии и стандарты национальных систем высшего образования и договорились о создании единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года.

19 мая 2005 года в норвежском городе Бергене на конференции министров образования европейских стран Украина официально присоединилась к Болонскому процессу. В заключительном коммюнике было сказано: “В итоге это должно привести к стандартизации подходов к организации учебного процесса в соответствии с европейским эталоном”. Предполагается, что к 2010 году в Европе начнут действовать единые правила признания дипломов о высшем образовании. Отныне украинские студенты будут учиться от трех до четырех лет на бакалавров и не менее двух — на магистров.

Обучение будет проходить (и уже проходит) по так называемой кредитно-модульной системе. Суть ее заключается в том, что курс семестра разбивается на три модуля, после каждого из которых — контроль усвоенных знаний. А кредиты — это баллы, которые набирают студенты в течение семестра за ответы, контрольные работы, рефераты и т. д. С одной стороны, получается, что если хорошо заниматься на протяжении всего семестра — не надо сдавать экзамены. Но, с другой — даже прекрасно владеющий материалом студент из-за отсутствия необходимого количества кредитов может прослыть неуспевающим. Кроме того, устные экзамены заменяются тестированием. Но даже не зная предмета, определенное количество ответов можно просто-напросто угадать. К тому же тесты, в отличие от устных экзаменов, не учат грамотно и последовательно излагать свою мысль.

Официально нашим со­отечественникам будет предоставлена возможность обучения в любом европейском вузе. Правда, тут же возникает вопрос: а кто воспользуется ею? Да все те же, кто и раньше без всяких болонских новшеств мог грызть гранит науки в заграничных учебных заведениях. Выходит, европейские дипломы станут уделом богатых. Так что доступность европейского образования для всех желающих — это еще большой вопрос. И путь наверх, к управлению предприятиями, страной также является прерогативой выходцев из очень обеспеченных семей.

Единой будет и система ученых степеней. Высшей станет принятая в Европе степень “доктор философии” (аналог нашего кандидата наук). Со следующего года Украина отменит ученые степени кандидатов и докторов наук. Недавно об этом объявил побывавший в Лондоне на конференции министров образования европейских стран Станислав Николаенко.

“Те, кто имеет старые степени, их сохранит, но уже со следующего года молодежь при защите диссертации будет получать степень доктора философии”, — объяснил украинский министр.

Ряд специалистов высказывают опасение, что отмена докторской степени приведет к тому, что все руководящие должности в науке займут дети чиновников, продвигающих “болонские” реформы. Учитывая уровень отечественной коррупции в образовательной сфере, прогноз выглядит вполне реальным. Ведь докторская диссертация — это многолетний труд. Поэтому раньше был жесткий отсев, и на руководящие должности в науке проходили люди, которые реально посвятили этой самой науке свою жизнь.

...и вообще без науки?

Нисколько не хочу умалять достоинств западных ученых, но давайте откровенно: а чем наши хуже? В мире украинские ученые всегда пользовались заслуженным авторитетом и были востребованы. “Утечка мозгов” за границу после развала Советского Союза — прямое тому подтверждение. Ведь будь наши специалисты недостаточно квалифицированы — их за рубеж бы не приглашали.

На одном из интернет-форумов, где обсуждались плюсы и минусы Болонского процесса, я прочитал следующий комментарий: “Если эта “реформа” действительно пройдет, то, по крайней мере, мне и многим моим коллегам в этой стране больше делать будет нечего. Останется один выход — эмиграция”.

Мне это напоминает историю с колхозами. Их дружно хаяли и ругали, с пеной у рта доказывали: придет фермер, и все проблемы сельского хозяйства враз будут решены. Печальный результат “реформ” налицо: в Украине нет ни колхозов, ни фермеров — скоро не будет и самого сельского хозяйства. Не получилось бы так и здесь: бездумно внедряя чужой образовательный опыт, не окажемся ли мы совсем без науки?

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.