сегодня: 16 июля, понедельник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 266 от 24 мая 2007 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ / «Локомотив» межгосударственных отношений

24.05.2007 , № 266 от 24 мая 2007 г.

В последние 15 лет российско–украинские торговые отношения развивались неровно. Были взлеты, были и обидные падения. Как обстоят дела сегодня? Об этом рассказывает Торговый представитель Российской Федерации в Украине Геннадий Щербаков.

— ТОРГОВЛЯ между государствами всегда была знаком нормальных отношений между ними. Более того, она является своего рода “локомотивом” прочих межгосударственных отношений, в том числе и политических, — подчеркнул Геннадий Анатольевич. — Это и понятно. Хорошо отлаженные экономические отношения зачастую влекут за собой создание двусторонних интеграционных союзов или присоединение стран к выгодным для них многосторонним экономическим объединениям, укреплению и развитию взаимных культурных связей.

Российско-украинские экономические отношения последние 15 лет развивались, к сожалению, стихийно, неровно и с невысокой, я бы сказал, эффективностью. В 90-е годы почему-то считалось нормальным, что обретенная политическая самостоятельность непременно должна сопровождаться стремительной экономической дезинтеграцией, соперничеством на рынках третьих стран, возведением взаимных торговых барьеров прочими мерами, не стимулировавшими, а тормозящими торговые отношения между нашими странами.

В результате многое потеряли обе стороны. Если, пользуясь данными украинской статистики, посмотреть на динамику взаимного товарооборота, скажем, за последние 10 лет, то “уверенно поступательной” ее не назовешь. Судите сами: с 14,4 млрд долларов США в 1996 году этот показатель к концу 2001 года упал до 9,5 млрд долларов, в 2002 году “застыл” на том же уровне, в 2003-м “скакнул” на 3 млрд долларов, затем — на 4 млрд долларов. А в последние два года прирост не превышал 2 млрд долларов в год, составив по итогам 2006 года 22,4 млрд долларов США.

Так хорошо это или плохо, много или мало? А это как посмотреть. Если сравнить итоги внешней торговли Украины со всеми 25 странами ЕС, где товарооборот в 2006 году превысил 26 млрд долларов, то и хорошо, и немало. Очевидна и в целом положительная динамика этого показателя. А вот если задуматься, чем мы торгуем между собой, то оптимизма поубавится, поскольку товарная структура много лет существенно не меняется. Главное в ней — сырье, полуфабрикаты, затем машины, оборудование, металл и, наконец, продовольствие. По этой причине, как я уже не раз отмечал, наши экономические отношения не укладываются в русло мировых тенденций, где наиболее востребованными являются товары с высокой степенью переработки, новейшие технологии, материалы, продукты интеллектуального труда. А в этих областях наши успехи пока более чем скромные.

Исключение, пожалуй, составляет аэрокосмическая область, которую, как представляется, в меньшей степени, чем другие отрасли, затронули дезинтеграционные процессы, о которых я упомянул выше. Но отношения в этой сфере шире, чем собственно внешняя торговля. Здесь я бы говорил о многоплановом экономическом сотрудничестве, которое, правда, без торговли не бывает.

Так, достигнута договоренность о возобновлении серийного производства самолетов Ан-124, о совместном производстве Ан-148, производстве и сопровождении эксплуатации в России самолета Ан-140. Плодотворным остается сотрудничество и в области создания современных двигателей для самолетов, производимых и эксплуатируемых в России.

Нельзя не отметить и результаты совместного труда специалистов наших стран в освоении космоса. В частности, в разработке и производстве ракетоносителей для запуска космических аппаратов, а также в области оказания космических услуг, где достаточно успешно реализуются проекты “Морской старт”, “Наземный старт” и “Днепр”, в исследованиях и экспериментах на российском сегменте МКС.

Ну а говоря о перспективах украинско-российских торговых, а точней экономических отношений, я бы подчеркнул следующее. Если мы не хотим остаться на обочине дороги, по которой идут государства наиболее развитой части мира, их необходимо выводить на более современный, качественно иной уровень. А это значит, что придется задуматься над вопросом изменений в структуре товарообмена между нашими странами с целью введения в торговый оборот таких товаров, как новейшие материалы, технологии, программные продукты. Не стоит забывать и о новых образцах продукции машиностроения, приборостроения, современных предметах бытовой техники и аппаратуры, т.е. тех товарах, которые мы могли бы производить в своих странах, используя свой потенциал (например, на основе кооперации), сокращая их импорт из третьих стран, объемы которого сегодня необоснованно высоки. Если мы пойдем таким путем, начнет ослабевать наша зависимость от конъюнктурных рынков третьих стран, активней будет развиваться внутренний рынок в наших странах, более полно будут удовлетворяться потребности национальных потребителей в высококачественных, но менее дорогостоящих, чем импортные, товарах.

Однако наши планы и надежды в области экономического взаимодействия в значительной степени зависят от политической воли государств, их внутриполитической ситуации и внешнеполитической доктрины. В этой связи следует упомянуть затянувшуюся на почти три года внутриполитическую нестабильность в Украине, создавшую неблагоприятные условия для выработки новых масштабных межгосударственных программ сотрудничества в экономической области, которая тормозит реализацию ранее разработанных инвестиционных проектов, а в итоге консервирует ситуацию, о которой я говорил выше, когда внешняя торговля ограничивается только деятельностью ранее вышедших на рынок бизнес-структур и мало влияет на общее развитие экономик наших стран в целом.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.