сегодня: 21 сентября, четверг
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 262 от 17 мая 2007 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ / Удар по государственному карману

17.05.2007 , № 262 от 17 мая 2007 г.

Чего-чего, а плодить разные структуры, общества, объединения, ассоциации и тому подобные организации, особенно не заботясь об их эффективности, у нас во времена независимости успели научиться.  В этом деле мы уже перегнали зарубежных ловкачей, которые от удивления аж рты пораззевали, прицеливаясь и себе кое-что урвать в нашем краю. Их привлекает, что мы в своем барахтании на капиталистической стезе действуем неосмотрительно, ибо еще молоды да зелены, и именно на этом только глупый не попытается “нагреть руки”.

Речь идет, конечно, о деньгах. Точнее, о кладе, который видят у нас предприимчивые иностранные искатели. Деньги, подобно молодости, не знают преград. Эти слова Джека Лондона из романтического произведения “Сердца трех” вписываются в печальную романтику нашей жизни. Потому что если положительные герои Лондона, преодолевая препятствия, показывают образцы мужества, чести и благородства, то нам выпадает утешаться небрежностью, невежеством, разгильдяйством и традиционной безответственностью тех, кого случай поднял на общественные вершины.

Мир бы высмеял высоких чинов из Международного банка реконструкции и развития, не воспользуйся они случаем и не сумей поощрить залихватских ребят из стольного града Киева и те не напросились бы в сотрудничество. Даже помогли подшлифовать идею, согласно которой Украина обязывается “улучшить условия жизнедеятельности бедных общин(!) и уязвимых групп населения путем повышения качества социальных услуг и облегчения доступа(?) к ним, развивать потенциал общин в решении острых общих(?) проблем на местном уровне”. Несмотря на очевидную декларативность, идея буквально берет за душу.

Для ее реализации в 2002 году под торжественный хор речей и убаюкивающих тостов был дан старт совместному Проекту Украины и МБРР с громким названием “Фонд социальных инвестиций”. Но поскольку проект, согласно международным нормам, представлял собой документ, для воплощения в жизнь которого необходимо было отдельное подразделение, так называемый приводной пояс, то при согласии сторон создали неприбыльную организацию — Украинский фонд социальных инвестиций (УФСИ). С соответствующим штатом, банковским счетом и другими реквизитами.

И “поплыл” корабль выше названного проекта по морю нашей переполненной стихиями действительности, где, как впоследствии выяснилось, “система социальной защиты населения нуждалась в существенном усовершенствовании в направлении формирования качественных услуг, обеспечения эффективности, адресности и доступности в их распределении, переориентации средств по финансированию учреждений и финансовой поддержке самого получателя услуги или услуги в общине”. Преодолеть такие “рифы” оказалось намного сложнее, чем лондонским кладоискателям пересечь подвод­ные коридоры.

Хотя, нужно сказать, еще на стадии “беременности” идеей сотрудничества практики-экономисты, предостерегая от возможных неприятностей, предлагали сначала наработать надлежащую юридическую базу. Ведь  ни для кого не является секретом, что органы местного самоуправления в вопросах планирования, финансирования и организации предоставления социальных услуг еще весьма бесправные, их роль “касательная”. В конце концов, иной она и не может быть с ветром в карманах. Из-за мизерных бюджетов на местах, не в состоянии самостоятельно, без государственной дотации содержать коммунальные бюджетные учреждения, жилищно-коммунальное хозяйство, оплачивать местные социальные программы. В прошлом году доходы этих бюджетов обеспечили лишь 52,6 процента их расходов. Симптом тревожный.

За четыре года действия проекта он повторялся не раз. Выходит, к нему привыкли, вернее,  приспособились. Деньжата на счет капают, учетом расходов никто не интересуется. Да и зачем забивать головы такими пустяками, когда кассовое обслуживание учреждениями коммерческих банков вывели за Государственное казначейство? Удобно и комфортно всем — и тем, кто финансирует, и тем, кто получает. Для первых выигрыш гарантирован в виде процентов, другие (речь идет о чиновниках УФСТ) имеют возможность действовать по своему усмотрению.

Казалось бы, Минтруда как главный распорядитель средств, Наблюдательный совет как высший руководящий орган УФСТ и его исполнительная дирекция — ответственный исполнитель Проекта — должны были бы собраться за круглым или квадратным столом и урегулировать нормативно правовые аспекты, из-за отсутствия которых, — и это все видели! — не все деньги, мягко говоря, расходовались по назначению. Не собрались, не урегулировали. Говорят, было им не до этого. Почему? Потому что состав этих органов постоянно менялся. Недоработки предшественников преемники во внимание не брали, а действовали, как и те, по инерции. Когда и их меняли, новые чиновники повторяли то же самое. Какие бы предписания в адрес названных высоких государственных органов не направляла Счетная палата Украины, выполнять их никто не собирался.

Происходит вопиющее нарушение Бюджетного кодекса страны, а государство в лице тех же Минфина и Минтруда словно и не замечает. Теперь имеем неутешительные результаты: стопроцентно в полном объеме выполнение Проекта к определенному соглашением сроку 31 декабря 2007 года будет сорвано. А это колоссальные санкции со стороны МБРР.

Аудиторы Счетной палаты Украины выяснили, что из-за ненадлежащего контроля за денежным потоком, никудышную организацию реализации обязательств по состоянию на 1 января этого года на разных стадиях внедрения находилось 635 мик­ропроектов. Фактически завершено только 316 относительно улучшения качества социальных и коммунальных услуг для общин в селах и малых городах. А это меньше половины предусмотренного Проектом. Кроме того, не завершен ни один микропроект по инновационным моделям социальных услуг. Почти половина регионов привлечена к выполнению мер Проекта лишь в 2005 году, то есть за два года до окончания его действия.

И клад наш начал потихоньку таять. Отставание от графика внедрения Проекта обошлось Минфину по состоянию на 1 января нынешнего года сбором по обязательствам (средство стимулирования заемщика оперативно осваивать заимствованные средства) почти в полмиллиона долларов. Еще не такие убытки ожидают Украину через семь месяцев. Ведь в течение пяти лет реализации Проекта использовано лишь 40,4 процента средств ссуды. Аудиторы Счетной палаты своими заключениями оптимизма не добавляют. По мнению специалистов, до конца года Украина едва достигнет 80-процентного освоения ссуды. Это ощутимый удар по государственному карману.

А из-за задержки реализации микропроектов по инновационным моделям социальных услуг преимущественная часть из них вообще не сможет до завершения Проекта пройти апробацию, которая должна была бы подтвердить эффективность использования средств на разработку демонстрационных моделей инновационных услуг, возможность их последующего аналогичного воссоздания в Украине. Поэтому, по мнению специалистов Счетной палаты, у Минтруда единственный выход — заблаговременно определить правопреемника УФСИ для такой апробации.

Говоря языком экономистов, уровень выполнения расходов на администрирование Проекта (98,6 процента) не соотносится с выполнением расходов на внедрение непосредственно микропроектов (36,6 процента). Потому что это не реформирование отраслей, а проедание средств. Если бы выполнение Проекта поручили юридически состоятельным органам местного самоуправления с распределением кредита между регионами путем установления в государственном бюджете субвенций конкретным адресатам, то сократились бы административно-управленческие расходы Проекта, а съеденные
23,6 миллиона гривень были бы направлены на финансирование новых микропроектов. Однако этого не произошло.

Публикацию по материалам пресс-службы Счетной палаты Украины подготовил

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 1
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.