сегодня: 22 сентября, пятница
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 38 от 16 марта 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ ЖИЗНИ / И КУЛАКИ НЕ МИРОЕДЫ, И БОЛЬШЕВИКИ НЕ СВЯТЫЕ...

16.03.2006 , № 38 от 16 марта 2006 г.
“С восторгом посмотрела недавно телевизионный фильм “Тени исчезают в полдень”. Великолепная режиссерская работа, прекрасный актерский состав. Словно не фильм смотришь, а сам являешься участником событий. Хотелось бы знать, как снимался фильм, как сложилась творческая и личная судьба занятых в нем артистов. Мне очень понравилась исполнительница роли Пистимеи. К сожалению, ничего не знаю об этой талантливой актрисе. Если можно, расскажите немного о ней и о Петре Вельяминове, снявшемся в одной из главных ролей”.

Елена Свириденко,

г. Белая Церковь.

Зеленый Дол на карте нашей жизни

В этом году  телевизионный многосерийный фильм “Тени исчезают в полдень”, снятый по мотивам одноименного романа Анатолия Иванова, отмечает 35-летний юбилей. Выйдя на на телеэкраны в 1971 году, он сразу принес своим авторам (режиссерам Владимиру Краснопольскому и Валерию Ускову,  автору сценария Анатолию Иванову) всенародное признание.

Многосерийная эпопея
охва­тывает полувековую историю сибирского села Зеленый Дол. События, разыгравшиеся на берегах далекой реки Светлихи, описывают время становления в Сибири колхозного строя. Конечно, в наше время многое из того, что было написано в 1963 году (время выхода в свет романа “Тени исчезают в полдень”), воспринимается совершенно по-другому. Сегодня мы знаем, что  кулаки не всегда были  мироедами, а  большевики —  святыми.

И тем не менее фильм по-прежнему смотрится на одном дыхании, привлекая к экранам телевизоров огромное число зрителей. Секрет этого прежде всего в несомненной писательской гениальности Анатолия Иванова и режиссерском таланте Ускова и Краснопольского. 

Даже отрицательные персонажи фильма вызывают невольную симпатию зрителей недюжинной силой своей натуры. Такова главная злодейка Пистимея,  таков Устин Морозов, братья Меньшиковы.

Авторам фильма удалось избежать “карамельности” в изображении положительных героев. Захар Большаков, Марья Воронова, Ирина Шатрова, Федор Морозов — живые люди со своими слабостями и недостатками и в то же время удивительно обаятельные и сильные в осознании своей правоты.

Из аристократа — в колхозники

“Тени исчезают в полдень” дали путевку в жизнь многим прекрасным актерам. Кстати, в этом фильме дебютировала мать будущей голливудской кинозвезды Миллы Йовович  Галина Логинова. Она снялась в роли дочери Анисима и Марьи Вороновой.

Сыграл здесь свою первую значительную роль Петр Вельяминов, ставший потом настоящей звездой советского кино.

Долгое время зрители искренне считали, что Вельяминов родился и вырос в деревне, настолько убедительно сыграл он сельского труженика Захара Большакова. На самом деле Петр Вельяминов — потомок древнего аристократического рода, коренной москвич. Среди его предков были генералы, губернаторы, члены Генерального штаба. Портреты этих людей занимают достойное место в Эрмитаже. Его отец Сергей Петрович закончил петербургский кадетский корпус. В 1930 году его посадили в первую волну репрессий. Позже такая же волна накрыла и сына.  Незаконно репрессированный в 1942 году, Петр Вельяминов девять лет провел в лагере, где работал плотником, слесарем, кочегаром, сантехником. Пос­ле освобождения он 15 лет скитался по провинциальным  театрам, и только в 1969 году ему предложили роль в телефильме. Получилось все случайно. В свердловском театре Вельяминов играл в спектакле “Кандидат партии” молодого рабочего-передовика. Именно этот спектакль пришли посмот­реть режиссеры Усков и Краснопольский. Вельяминов им понравился, и они пригласили его сниматься в телефильме “Тени исчезают в полдень” в роли председателя колхоза Захара Большакова. Позже у этих же режиссеров Петр Вельяминов снялся в фильме “Вечный зов”. Потом он сыграл множество ролей, среди которых были и рабочие, и сельские труженики, и кадровые офицеры (особенно запомнилась зрителям роль отважного подводника в фильме “Командир счастливой Щуки”). В каждую из своих ролей актер вложил частичку своей души и того, что трудно передать словами, но что ощущается каждым зрителем — генетическую память своих благородных предков.

Роль Пистимеи принесла несчастье

Несомненной удачей фильма стала Пистимея Морозова, блистательно сыгранная молодой актрисой Александрой Завьяловой — одной из  самых загадочных звезд отечественного кино. Она не мелькала на кинематографических встречах, о ней долгие годы не было ничего известно. Где-нибудь в Голливуде ее судьба стала бы бестселлером, но в России таланты никто не считал. Ее яркая, экзотическая красота, несомненный актерский талант сделали  роль Пистимеи запоминающейся и очень выразительной.

До этого актриса снялась в нескольких хороших фильмах (“Люди на мосту”, “Песня о Кольцове”, “Ждите писем”, “Алешкина любовь”, “Клятва Гиппократа”, “Сергей Лазо”), но широкую известность ей принесли именно “Тени исчезают в полдень”. К сожалению, красота и популярность сыграли с ней жестокую шутку. Недоброжелатели даже говорили, что ее наказали высшие силы за богопротивную роль Пистимеи.

После “Теней..” Завьялова продолжала сниматься. Открытки с ее портретами молниеносно раскупались поклонниками, журнал “Советский экран” 5 раз помещал ее фото на обложке. Появилось оно и на обложке американского журнала “Лайф”, куда попадают только самые известные люди планеты. Критики называли ее Гретой Гарбо и Анной Маньяни советского кино. А потом все в один момент оборвалось.

Александру Завьялову обвинили в “порочащих связях”. Во время Московского кинофестиваля она была приглашена на званый ужин в американское посольство, позже принимала у себя дома итальянскую делегацию с Джульеттой Мазиной. “Последней каплей” для властей стали знакомство Завьяловой с американским миллионером и ее встреча с ним в гостинице. Актрису вызвали в КГБ и сказали, что американец — шпион. Завьялову перестали снимать, а через какое-то время к ней в квартиру вломились люди в белых халатах и забрали ее в “психушку”, не обращая внимания на мольбы “пожалейте детей”. В квартире оставались 12-летняя дочь и грудной сынишка.

После психбольницы с кино пришлось распрощаться, и тридцать лет Александра Завьялова жила в полном забвении, словно и не было в ее жизни ролей, за которые зрители любят ее до сих пор. Все это время она боялась открыть дверь, выйти на улицу — боялась вновь оказаться в том страшном месте.

Последний раз заслуженная артистка России Александра Завьялова выходила на съемочную площадку 10 лет назад — снялась в эпизодической роли секретарши в картине “Белые одежды”. Тогда она в последний раз получила деньги, на которые какое-то время можно было сносно жить. Сейчас Александра Семеновна живет на маленькую пенсию и ждет, что режиссеры вспомнят о ней и помогут вернуться в кино. Она очень хочет работать.

Наталия ДОЛИНА.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.