сегодня: 19 ноября, воскресенье
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 252 от 20 апреля 2007 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / ПОТРЕБИТЕЛЬ / Лети, журавлик!

20.04.2007 , № 252 от 20 апреля 2007 г.

Для каждого покупателя товар начинается с его внешнего вида и этикетки. Многие привыкли детально изучать информацию, которую размещает на упаковке производитель. Уже наслышаны о генетически модифицированных организмах, различных заменителях натуральных ингредиентов в продуктах питания, а в продукции косметической и легкой промышленности — вредных синтетических соединениях. Сертификация продукции — один из механизмов гарантии хорошего качества того, с чем ежедневно встречается потребитель.

В Украине принято различать государственную (обязательную) сертификацию и негосударственную (добровольную). Первая призвана создать условия для обеспечения потребителя прежде всего безопасными товарами. Она охватывает проверку и испытание продукции, а также работ и услуг. На товары, которые сдали столь строгий экзамен, выдается сертификат и знак соответствия.

Добровольная сертификация шире и может проводиться по просьбе производителя на соответствие его продукции дополнительным требованиям. Речь идет об экологических приоритетах товаров на протяжении всей их “жизни”: от сырья, материалов, продажи покупателю до утилизации после использования.

Программа экологического маркирования существует в 59 странах мира. Появилась она давно. В Германии, например, при поддержке правительства с 1978 года. И сегодня 30% немецкого рынка занято именно экологически чистыми товарами.

В Украине экологическое маркирование внедряется с 2002 года по инициативе Всеукраинской общественной организации “Живая планета” при активном содействии Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. А четыре года спустя развитие экологической маркировки стало общим делом для Торгово-промышленной палаты Украины, Министерства охраны окружающей среды, Всеукраинской ассоциации потребителей и организации “Живая планета”.

Украина имеет свой собственный знак экологической маркировки продукции. Это изображение летящего зеленого журавлика с надписью “Екологiчно чисто та безпечно”. Если на упаковке стоит такой знак, значит, товар соответствует международным экологическим критериям.

С 2004 года наш “журавлик” внесен в международный реестр Глобальной сети экологического маркирования и признан 59 странами, в том числе Евросоюзом.

Чтобы читателям было понятнее, приведу пример. Так, по ГОСТу, в шампиньонах, вешенках, то есть не дикорастущих грибах, например, допустимо определенное содержание свинца, цинка, мышьяка, кадмия и ртути. В грибах, которые прошли экологическую сертификацию, свинца должно быть в два раза меньше, ртуть и кадмий исключаются вообще. Экологические критерии ставят шлагбаум канцерогенным, мутагенным и токсичным веществам, добавкам ненатурального происхождения, генетически модифицированным организмам, ограничивают долю тяжелых металлов в продуктах питания, запрещают использовать антибиотики и гормоны роста при выращивании домашних животных, химические методы в растениеводстве, в том числе при борьбе с вредителями, устанавливают дополнительные требования к экологии производства, реализации и утилизации продукта. Например, материал для упаковок должен быть пригоден для повторного и многоразового использования или разлагаться на микроорганизмы, чтобы не загрязнять окружающую среду.

Понятно, что такая продукция более привлекательна в глазах покупателей. На нее всегда больший спрос.

Процедура экологической сертификации стоит от 500 до 2,5 тысячи гривень. Это под силу любому производителю. И уже 22 предприятия в Украине сертифицировали свою продукцию, а также 55 систем экологического управления. Этого, правда, мало, но главное — процесс пошел. И долгожданный “журавлик” все чаще и чаще можно увидеть на той или иной упаковке. Однако в погоне за прибылью некоторые недобросовестные производители наполняют рынки продукцией, на упаковке которой написаны ничем не подтвержденные слова “Натуральная”, “Экологически чистая” и так далее. А кое-кто отваживается самовольно присвоить своему товару “журавлика”, то есть национальный знак экологической маркировки. Одного такого смельчака обнаружили активисты “Живой планеты” и подали в суд. Это “Компания “Укравит”, поставляющая на рынок ядохимикат китайского производства “Витал”.

Это первое судебное разбирательство такого рода. Хозяйственный суд Киева удовлетворил в полном объеме иск Всеукраинской общественной организации “Живая планета” к “Компании “Укравит” и запретил использовать без соответствующего разрешения этот знак на товарах компании, предписал изъять из продажи препарат “Витал”. А во встречных исковых заявлениях отказать.

На Западе система экологического маркирования продукции активно развивается и охватывает практически все группы товаров, начиная с туалетной бумаги и матрасов и заканчивая отелями и компьютерами.

Производство, которое своей продукцией не вредит окружающей среде и людям, — вот цель, которая и в Украине привлекает все больше и больше представителей исполнительной власти, самих производителей, общественных организаций и всех нас — потребителей.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.