сегодня: 23 ноября, четверг
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 225 от 28 февраля 2007 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / ДИСКУССИЯ / Коллизий можно избежать

28.02.2007 , № 225 от 28 февраля 2007 г.

Наш собеседник — ведущий специалист по вопросам земельного права, доктор юридических наук, профессор В.И.Андрейцев.

— Владимир Иванович, Вы, как и каждый киевлянин, не безразлично относитесь к работе горсовета. Ни одна сессия заседания не обходится без острых дискуссий и даже потасовок в связи с землеотводами. Скажите, пожалуйста, действия власти вписываются в правовые нормы?

— Если вы имеете в виду потасовки, вызванные горячими головами, то их, конечно, ни в какие правовые нормы не впишешь. А вопрос землеотводов для физических либо юридических лиц входят в компетенцию городских властей, которые должны строить свою работу согласно закону о местном самоуправлении. Однако во время принятия решений по этому поводу проявляются определенные законодательные коллизии, вызванные разным уровнем правосознания, правовой культуры восприятия современных правовых доктрин, особенно относительно использования природных ресурсов, к которым относится земля.

— Говорят, сколько юристов — столько же и взглядов на один и тот же закон. Это так?

— Такое заключение поверхностное, а вопрос более глубокий. Когда принимался Земельный кодекс Украины — это произошло 25 октября 2001 года, — было учтено, что нужно принять к нему еще 50 законов. А кто этими законами будет пользоваться? Если каждый из 50 законов даже будет составлять 10 страниц, то вместе наберется 500. Извините, такое количество законов никто не осилит. У нас есть базовый закон — Земельный кодекс Украины, где все это должно быть записано.

Между прочим, сегодня хотят разработать закон о рынке земли. Спрашивается: для чего? Разработайте 5—10 небольших  статей о разных формах отчуждения земель — обмене, наследстве, продаже и так далее, — введите их в Земельный кодекс, и он будет действовать.

Кроме этого, многие доказывают, что нам очень нужен закон о земельном кадастре. Но ведь есть закон с 1971 года, который предусматривал возможность ведения земельного кадастра. Возьмите за основу бонитет, экономическое образование, которые и определят стоимость земельного участка.

— Считаете, что при таких обстоятельствах можно избежать коллизий?

— Конечно. Не следует забывать, что Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 года зафиксировал: право собственности на землю обретается и реализуется на основании Конституции Украины, этого Кодекса, а также других законов, издающихся в соответствии с ними. Кодекс предусмотрел, что земля в Украине может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности, признал субъектами права собственности на землю граждан и юридических лиц на земле частной собственности; территориальные общины на земли коммунальной собственности, которые реализуют это право непосредственно или через органы местного самоуправления; государство на земли государственной собственности, которое реализует это право посредством соответствующих органов государственной власти.

Все. Без комментариев, поскольку о праве собственности на землю украинского народа ни  слова не сказано. Создается впечатление, что Верховная Рада “прожонглировала” принципами Основного Закона Украины, приняв в пожарном порядке ныне действующий Земельный кодекс Украины в нарушение конституционных требований, и вследствие непризнания принципа верховенства права и иерархичности Конституции Украины, которая имеет наивысшую юридическую силу. Потому есть юридические основания считать этот кодекс неконституционным (юридической фикцией), поскольку в нем заложена коллизия — законодательное препятствование на пути реализации права собственности на землю украинским народом.

— Неужели законодатели не видят таких расхождений?

— Это вопрос не ко мне. Про­должая тему коллизий, хочу обратить внимание на законодательные предписания Закона Украины об управлении объектами государственной собственности от 21 сентября 2006 года. В частности, статья этого закона предусматривает, что действие его не распространяется на управление объектами собственности украинского народа, определенными частью 1 статьи 13 Конституции Украины. Определяя объекты управления государственной собственности (статья 1), закон предусматривает разновидности имущества, которое может находиться в управлении разных субъектов, однако в ней нет даже упоминания о земле, земельных участках и других природных ресурсах,  определенных Земельным кодексом Украины как объекты государственной собственности.

Симптоматически, что формула статьи 2 закона четко и однозначно указывает на самостоятельность объектов права собственности украинского народа, определенных ч.1 ст.13 Конституции Украины, особенности управления ими, в частности, земель и других перечисленных природных ресурсов, которые юридически нельзя путать с объектами права государственной собственности на землю как самостоятельных объектов земельно-правового регулирования и управления, предусмотренных статьей 84 Земельного кодекса Украины.

А посему определять органы государственной власти и органы местного самоуправления,  уполномоченные осуществлять от имени украинского народа права владельца на землю в пределах территории Украины, можно исключительно на основании и в пределах, определенных Конституцией Украины (часть 1 статьи 13). Иного подхода, исходя из анализа правовой формулы, просто не может быть, поскольку это противоречило бы требованиям Основного Закона.

— Вернемся к решениям Киевсовета относительно землеотвода. Они принимались и, очевидно, еще будут приниматься на основании Закона о местном само­управлении и Земельного кодекса, который, по Вашему утверждению, содержит в себе коллизию, то есть законодательное препятствование на пути реализации права собственности на землю украинским народом. Кто должен исправить ситуацию и расставить все точки над “i”?

— Только законодатель — Верховная Рада. Кто напутал, тот должен и распутать.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.