сегодня: 22 ноября, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 217 от 14 февраля 2007 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Долгий путь к морю

14.02.2007 , № 217 от 14 февраля 2007 г.

220 лет назад, зимой 1787 года, российская императрица Екатерина II отправилась в свое самое длительное путешествие — в Крым.

Из Царского села она выехала с огромной свитой, в которую входили английский, австрийский и французский посланники. Строго выполнялись указы “о приготовлении на различных станциях известного количества лошадей, о местах, где во время путешествия будут обеденные столы, о дворцах, которые должны строиться по присланному рисунку, о квартирах в городах для свиты” и прочие.

До Киева ехали в 14 каретах, 124 санях с 40 запасными экипажами. Как отмечается в сборнике “Крым. Книга рекордов”, современников потрясла пышность и роскошность этого путешествия, в котором всего было использовано 10 000 лошадей, до 500 одновременно, свыше 5000 извозчиков. Выстроенные в короткий срок дворцы блистали позолотой мебели и внутренней отделки, каскадами хрусталя. Огромные погреба с ледниками были забиты разнообразным провиантом. Города, деревни, усадьбы, а иногда и простые крестьянские дома были украшены, расписаны и заставлены декорациями, выполненными лучшими живописцами. Везде стягивали народ, наряжали его.

Екатерине II Россия обязана утверждением на Черном море, присоединением Северного Причерноморья и Крыма. В 1783 году на берегу Ахтиарской бухты был заложен город Севастополь. Первые каменные здания появились летом этого же года, их строили матросы и крепостные крестьяне, согнанные из дальних губерний.

Маршрут императрицы был промаркирован так называемыми “екатерининскими милями” из камня, некоторые из них сохранились в целости до наших дней — по дороге из Симферополя на Бахчисарай, у северной стороны Севастополя и у ханского дворца в Бахчисарае.

Любопытен и такой штрих. В симферопольской библиотеке “Таврика” хранится редкий экземпляр книги “Путешествие ея императорского величества в полуденный край России, предприемлемое в 5657 верст” и что “всех городов знаменитых, рек, местечек и достойных замечания урочищ, через кои путешествие сие проследовать имеет, предполагается географическое и историческое краткое описание”. В книге в кожаном переплете каждая вторая страница чистая, на ней сделаны записи гусиным пером. Кто писал, неизвестно, но комментарии и дополнения дельные. Лирики не встретишь.

Екатерина II ездила в Крым, конечно, не для того, чтобы посадить три шелковицы в Карасубазаре, полюбоваться фейерверками из 300 ракет и балаклавскими амазонками или вручить в Симферополе 14 орденов чиновникам Таврической области. Она прекрасно знала геополитическую цену этого путешествия, которое “должно было привести в удивление всю Европу”. Так и вышло. Австрийский император Иосиф II , который ехал инкогнито, назвал порт Севастополя лучшим в мире. Французский посол Луи Сегюр добавил: “Государыню приветствовали залпом из пушек, и грохот их, казалось, возвещал Понту Эвксинскому, что у него есть повелительница и что не более как через 30 часов корабли ее могут стать перед Константинополем, а знамена ее армии развеваться на стенах его. На Западе должны были узнать, какими источниками богатства и могущества располагает Россия... внушить страх ее недоброжелателям”.

“Путь на пользу” — так официально именовалось путешествие императрицы. Точное определение.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.