сегодня: 21 ноября, вторник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 201 от 17 января 2007 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Навстречу ветру

17.01.2007 , № 201 от 17 января 2007 г.

12 января исполнилось 100 лет со дня рождения Сергея Павловича Королева. В крымском поселке Коктебель особо чтят память Генерального конструктора космических кораблей.

Оторваться от Земли

В музее планеризма в Коктебеле (долгое время этот поселок назывался Планерское) Королеву посвящен целый раздел. Его путь к звездам начинался именно с этих окрестностей.

В 1923 году ученик профстройшколы Сергей Королев записался в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма. Ему 16 лет, еще разряд каменщика не получил, зато уже выступает перед рабочими с лекциями о планеризме. В дневниках можно найти потрясающую фразу: “В последнее время прочитал много книг по авиации, только на немецком языке — 26”. Знал много, работал много.

“Все идет прекрасно, — писал он матери из Крыма, — лучше, чем я ожидал, и, кажется, первый раз в жизни чувствую колоссальное удовлетворение, и мне хочется крикнуть навстречу ветру, обнимающему мое лицо и заставляющему вздрагивать мою красную птицу при порывах.

И как-то не верится, что такой тяжелый кусок металла и дерева может летать. Но достаточно только оторваться от Земли, как чувствуешь: машина словно оживает и летит со свистом, послушная каждому движению руля. Разве не наибольшее удовлетворение и награда самому летать на своей же машине?! Ради этого можно забыть все: и целую вереницу бессонных ночей, дней, потраченных в упорной работе без отдыха, без передышки...”

Один из первых планеров Королева так и назывался — “Коктебель”. Самому мастеру он, естественно, нравился, другим — не очень. Друзья недоумевали: слишком тяжелая машина, почти пять пудов лишнего веса. Как замечает в одной из книг выдающийся авиаконструктор Олег Антонов, “нам, мечтавшим об очень экономичных двигателях для наших планеров, казалось чудовищным ставить прожорливый реактивный двигатель, который был в состоянии работать всего секунды. Разве могли мы предвидеть, во что эти работы выльются через десятилетия?”.

Нагрузка на планер СУ-3 была еще больше. Сергей Королев не смог слетать самостоятельно, с тифом он попал в феодосийскую больницу. На планере вместо него поднялся в воздух опытный летчик Василий Степанчонок, который умудрился на высоте в 300 метров сделать петлю Нестерова. Для 1930 года это было рекордное достижение.

Но никто не застрахован от неудач: СК-4 разбился. К счастью, пилот сильно не пострадал, испытатели сфотографировались около машины, а Королев придумал шуточную надпись: “У разбитого “корыта” собралася вся семья. Морда Кошица разбита, улыбаюсь только я”.

И беды, и победы...

Скоро Королеву станет не до шуток. Группе изучения реактивного движения, сокращенно ГИРД, прижали финансирование, и остряки расшифровывали эту аббревиатуру не иначе как Группа инженеров, работающих даром.

Опять хочется перекинуть мостик к нашим временам. Сегодня, пожалуй, многие бы переключились на “челночный бизнес”, но тогда люди были верны своей мечте. Вот и вышли из ГИРДа 6 академиков, 8 членов-корреспондентов, 19 Героев Социалистического Труда. А Сергей Королев в 26 лет стал заместителем директора Реактивного НИИ Красной Армии. Тогда он и не догадывался, сколько всего придется испытать в жизни. И выход книги “Ракетный полет в стратосфере” в 1934 году, и арест в 1938-м как “члена троцкистской антисоветской контрреволюционной группы, занимающейся вредительством военной техники”, и работа в “шарашке”, и досрочное освобождение в 1944-м, и знаменитое гагаринское “Поехали!” в 1961-м...

Важной вехой в истории космонавтики стал запуск первого искусственного спутника Земли. Агентство “Юнайтед Пресс” по этому поводу иронически заметило: “90 процентов разговоров о спутнике приходилось на долю США. Как оказалось, 100 процентов дела пришлось на долю СССР”.

В письме жене Нине Сергей Королев однажды написал: “Я все больше убеждаюсь, как много значит в каждом деле отношение человека к порученной задаче: его характер и то личное, свое, что он вкладывает в свой труд”. Королев выкладывался весь.

В 1973 году, когда Крым праздновал 50-летие планерного спорта, в Коктебель среди прочих гостей приехал академик М.Тихонравов, который запускал вместе с Королевым первую ракету. Интересную историю рассказал он журналистам: “После долгих тренировок и экспериментов в космос должны были отправить собаку. Перед самым стартом ракеты, почувствовав подвох, она сбежала. Поймали первую попавшуюся, крутившуюся возле кухни, и втихаря подсунули. Назвали ЗИБ — заменитель исчезнувшего Бобика. ЗИБ слетал отлично, потом долго жил на дачах у ученых. Королев, узнав о ЧП, и ругался, и смеялся, потом грустно вздохнул: “Выходит, незаменимых нет!”.

Большую часть жизни Сергей Королев был засекречен. Его звали просто — Генеральный конструктор. Только после смерти великого ученого в 1966 году тайное стало явным. Как и то, что незаменимые есть!

Говорят, что с Королевым мы бы высадились на Луне раньше американцев. Когда возникли долгие споры, мягкая или твердая поверхность на спутнике Земли, он взял карандаш и на клочке бумаги написал: “Луна — твердая!”. Эта записка в президиум Академии наук и поставила точку в разногласиях.

Сегодня больше спорим — лидера нет...

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.