сегодня: 23 июня, суббота
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 60 от 31 мая 2018 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Июнь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Скрипач на крыше – мир на земле!

Скрипач  на  крыше  –  мир  на  земле!
31.05.2018 , № 60 от 31 мая 2018 г.

Премьера


Национальный театр оперетты создал замечательный спектакль, который нужно обязательно смотреть, – мюзикл «Скрипач на крыше» по мотивам знаменитой повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник». Смею утверждать, что это событие в мире украинского театра. Уже сейчас вижу, как разбирает «Скрипач…» львиную долю «Киевских пекторалей» на следующей церемонии.


РЕЖИССЕР Богдан Струтинский  и творческий коллектив театра (отмечу, что он задействован в представлении почти полностью) обрекли зрителя на полное погружение в почти трехчасовое зрелище, в котором практически нет провалов, которое не отпускает, не позволяет уйти, к примеру, после первого действия. Редкий по качеству спектакль.
Повесть классика еврейской литературы – излюбленный материал в мире театрального искусства. Фурором была «Поминальная молитва» в постановке Марка Захарова в московском Ленкоме, классикой стал спектакль «Тевье-Тевель» с незабвенным Богданом Ступкой в киевском театре Франко.
Что касается мюзикла, то он не сходит со сцен бродвейских театров много лет и имеет бесчисленное количество самых престижных театральных наград.
Почему же «скрипач на крыше»? На этот вопрос довольно часто приходилось отвечать художнику Марку Шагалу, лейтмотивом творчества которого стал образ скрипача, слишком яркого и необычного, чтобы существовать в реальности. Тем не менее художник неизменно повторял, что скрипач на крыше – это реальность! Скрипач, мол, забрался на крышу, чтобы его не беспокоили... Существуют и документальные подтверждения слов Шагала.
Критик Луначарский, посетив поселение художников «Ля Рюш» в 1912 году в качестве корреспондента газеты «Киевская мысль», поинтересовался у Шагала: почему он написал человека, играющего на скрипке,  на крыше домика в Витебске. Шагал ответил, что это не выдумка, а реальность: «У меня был дядя, который, когда ел компот, забирался на крышу, чтобы его не беспокоили». В романтическом представлении Шагала дядя, вкушающий компот, превратился в скрипача.
Главный герой повести Шолом-Алейхема реб Тевье не скрипач, конечно, но это человек, который более всего мечтает о том, чтобы жить в своем привычном, несовершенном, но прекрасном мире в мире и согласии с окружающими, но так, чтобы при этом его не беспокоили. К несчастью, все происходит с точностью наоборот. Беспокоят и еще как!
Кто и что беспокоит? Общественные катаклизмы, власть, семейные заботы, новые веяния, которых Тевье страшно не любит. Он поклонник традиции, которая, на его беду, разрушается на глазах. Как говорится, покой нам только снится.
Для тех, кто не читал повесть Шолом Алейхема, – краткое изложение сюжетной канвы.
Действие происходит в бедной украинской деревне Анатовке в начале ХХ века в период усилившихся антисемитских настроений и массовых еврейских погромов.
Бедный молочник Тевье мечтает устроить судьбу своих пяти дочерей с помощью удачного замужества. Услуги традиционной свахи не срабатывают – дочери самостоятельно принимают решение относительно своего будущего. Старшая, отказавшись от «выгодной» партии с богатым мясником, выходит за бедного портного Мотла. Средняя – за киевского студента-революционера Перчика; а младшая, предав веру отца, –  за православного писаря Фёдора.
Кульминация сценической версии повести – царский указ, по которому все евреи должны покинуть губернию. Семья Тевье вместе с другими анатовскими евреями собирает пожитки, чтобы начать жизнь на новом месте.
Как часто бывает, старый текст в современных реалиях оживает с новой силой. Поэтому, наверное, привлекла пьеса Струтинского, а не просто потому, что это хит мирового мюзикла. Постановка далась режиссеру непросто.
«Могу с уверенностью сказать, что это самый сложный проект, который мне довелось делать, – рассказал перед премьерой Богдан Струтинский. – Поскольку этот спектакль очень связан с проблемами современной Украины. Речь идет, в данном случае, о трех народах – русских, украинцах и евреях, – о том, как они сосуществуют вместе, как их держат традиции и как эти традиции разрушаются. Этим проектом мы хотим показать, есть ли у Украины будущее, если эти традиции разрушаются. Это план идеологический. Самая главная сложность в творческом плане состояла в освоении сложнейшего драматического материала, в котором актер должен быть наполненным, а не изображать наполненность».
Свидетельствую: материал освоен, акценты расставлены превосходно.
В Тевье, человеке романтичном, мыслящем, сверяющем всякий свой шаг со священным писанием, разговаривающем то и дело с Господом, побеждает либерал. Под напором новых веяний и общественных императивов он в критические моменты отступает от традиции, стиснув зубы, в муках, но отступает. Ради счастья близких, ради вселенского счастья. Подводит героя гуманизм, но именно такими людьми сильно человечество.
Спектакль получился мощным, честным, я бы сказал, диссидентским по сегодняшним временам, с энергией густого замеса и супервыкладкой актеров.
Массовые сцены с плясками и хором завораживают. Сочетание русских и еврейских мелодий и танцев, сосуществующих на сцене одновременно, вызывает гуманистический и «пиэтический» восторг. Сцена в кабаке, где торжествует этот фантастический интернационализм, вызвала в зале, как некогда говорили, бурю аплодисментов, переходящую в овацию.
Не меньший восторг вызвал еще целый ряд сцен, удачных сугубо в театральном смысле: сцена с приобретением швейной машинки – заветной мечты Мотла, ночная сцена с пляской мертвецов, нечто виевское, а также заключительная сцена исхода евреев из Анатовки, решенная режиссером очень оригинально.
«Скрипач на крыше» в постановке Богдана Струтинского – философское, лирическое, наполненное юмором и благородными помыслами представление, где играют музыка и цвет, где синергия актерских и зрительских чувств создает неповторимую атмосферу театрального бытия. Это то, что нужно обязательно смотреть.

Фото предоставлено театром.

 

Автор: Валерий ПОЛИЩУК.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.