сегодня: 25 июня, понедельник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 28 от 07 марта 2018 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Июнь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ ЖИЗНИ / Своевольный нрав наследниц амазонок

Своевольный  нрав  наследниц  амазонок
07.03.2018 , № 28 от 07 марта 2018 г.

Путевые заметки


Состоявшееся прошлой осенью знакомство с расположенным на побережье Черного моря турецким городом Самсун заставило вспомнить легенду об амазонках, основавших несколько крепостей в тех местах.

Особенность  фестиваля  изобилия

МОЛОДАЯ женщина-экскурсовод заметила, что свободолюбие – лучшее качество легендарных воительниц – характерно и для нынешнего поколения. Мы с улыбкой слушали ее рассказ о том, как флотилии амазонок c острова, расположенного у городка Гиресун, совершали ночные набеги на местные поселения и похищали мужчин. Утром флотилия возвращала похищенных в родные места. Через девять месяцев воительницы привозили своим утешителям новорожденных мальчиков, а из девочек воспитывали новых амазонок.
Правда, легенда умалчивает, как распределялись в семьях похищавшихся мужчин мальчики. И хотя мужчины весьма одобрительно относились к таким «похищениям», их женщины были настроены категорически против. Они даже на лодках направлялись к острову и с безопасного расстояния осыпали похитительниц бранью и бросали в их сторону камни. Интересно, что в  рамках местного фестиваля изобилия, проходящего в конце мая, организуется «протестное» плавание женщин вокруг этого острова. И женщина, добросившая до него камень, как гласит поверье, обязательно добьется исполнения своего желания.
Самсун является центром ила (илом в Турции называют административную единицу, аналогичную нашей области). Здешний порт является одним из крупнейших в Турции. В регионе развиты сельское хозяйство, особенно табаководство, переработка сельхозпродукции, химическая промышленность, машиностроение, производство медицинских инструментов. Особое внимание в Самсуне уделяют развитию медицины.  Пациентами местных медицинских учреждений все чаще становятся европейцы, жители стран бывшего Союза, Саудовской Аравии. Ведь здесь лечение высокого качества при более низких  ценах в сравнении с медицинскими центрами Израиля и Европы.

Кто  в  доме  главный?

ПОНЯВ по одной из реплик экскурсовода, что она является замужней женщиной, я рискнул спросить у нее, когда экскурсанты разбрелись по сторонам в ожидании автобуса, как это муж позволяет ей работать в окружении не только посторонних женщин, но и мужчин. Экскурсовод улыбнулась, а потом произнесла: «Не надо меня фотографировать и упоминать в прессе мое имя. Надеюсь, понимаете, почему я так говорю». А потом, сделав укор за консервативный вопрос, произнесла, что действительно в Турции очень во многих семьях работает только мужчина, женщины же могут позволить себе заниматься детьми и домом, что их вполне устраивает.
– Я  тоже считаю, – продолжала моя собеседница, – что женщина не должна быть занята на производстве наравне с мужчиной потому, что у нее много других обязанностей в семье. А работать я пошла потому, что мы решили с мужем поскорее скопить денег на дом. Хотя сегодня немало женщин в Турции работают адвокатами, политиками, депутатами, врачами, журналистами, инженерами, банкирами, возглавляют международные компании, в штате турецких авиалиний имеются женщины-пилоты. И еще: за внешней покорностью турецких женщин вам будет невозможно понять, что зачастую именно за ними – последнее слово в семье при принятии решений. Причем эта роль только усиливается с увеличением детей в семье.
После этого разъяснения я уже с некоторым сомнением знакомился с экспозициями средневекового турецкого дома в городе Амасья. В женской половине здания, отделенной от мужской, окна были зарешечены и плотно закрыты шторами. А потом сомнения начали развеиваться, так как оказалось, что даже на своей половине женщина должна быть закутана, как кокон. А лицо она имела право показывать дома только ближайшим родственникам – мужу, отцу, братьям. Если слово «мусульманин» значит «покорный Аллаху», то мусульманка, по исламским канонам, должна быть покорна и мужу, своему земному богу и властелину...

«Мы  победим  через  сопротивление»

ДВЕРИ домов в Османской империи были украшены двумя колотушками: одна издавала тяжелый гулкий звук, а другая – очень тонкий. Когда раздавался легкий звук ажурной колотушки, все понимали, что в гости пришла женщина и ей могла открыть дверь тоже женщина, не заботясь о покрытии головы. На  звук тяжелой колотушки дверь должен был открывать мужчина. Если его не было дома, то гостя встречала женщина, предварительно покрыв голову платком. При выходе на улицу турчанка была обязана закутаться в длинное черное покрывало, оставляя только узкую полоску для глаз. Причем сопровождать ее могли только евнухи. Даже собственные мужья не рисковали пускаться в такие прогулки из-за боязни конфликтов с полицией нравов, представители которой долго не разбирались, посторонний мужчина идет рядом с женщиной или близкий родственник.
С тех пор как Мустафа Кемаль Ататюрк основал в Турции современное светское государство, в школах, университетах и гражданских учреждениях отменили ношение хиджабов. Однако после избрания нынешнего умеренно исламского правительства Реджепа Тайипа Эрдогана мусульманские женщины получили больше свободы в демонстрировании своей религиозной принадлежности на людях. И хотя церковь отделена от государства, процесс исламинизации страны начинает набирать обороты. Пять лет назад турецкий парламент одобрил законопроект, предусматривающий преподавание Корана, Сунны пророка Мухаммада, а также арабского языка как факультативных предметов в начальной и средней школе. Отмечая этот момент, либеральные профессора турецких университетов начали дополнять выражение Карла Маркса «Религия – это опиум для народа» словами  «не отнимайте его у него».
Во время беседы со студентами, подрабатывающими в кафе городов Черноморского побережья Турции, стало понятно, что они, в частности, не видят какой-то особой проблемы в том, что в стране стала вновь модной религиозная символика в одежде и в учебных заведениях увеличилось число девушек в хиджабах, поскольку ношение их является делом сугубо добровольным.  Однако студенты при этом вспоминали, как в июле прошлого года сотни женщин вышли в Стамбуле на акцию протеста против навязываемого им консервативного дресс-кода. На них были джинсовые шорты и майки. А такую одежду многие турецкие мужчины считают неприемлемой. «Мы не будем подчиняться, молчать, бояться. Мы победим через сопротивление», – звучало из толпы во время марша.

Одесса – Стамбул – Одесса.

 

Автор: Владимир КРЕЩУК.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.