сегодня: 22 июня, пятница
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 23 от 23 февраля 2018 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Июнь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ ПОЛИТИКИ / Не те точки опоры

23.02.2018 , № 23 от 23 февраля 2018 г.

Памфлетон


«Историческая политика тоже важна, и сложно с этим не согласиться, поскольку история и историческая память влияют на то, каким является фундамент, как формируются разного рода институты, это влияет на отношения между людьми. Эти отношения не могут опираться на ложь, клевету, замалчивание, отрицание истории, особенно трагической истории», – комментарий польско-украинских отношений от президента Польши Анджея Дуды в эфире радио Plus.

НУ ЧТО Ж, поговорим об упомянутых Дудой лжи, клевете и замалчивании в истории. И о не упомянутых Дудой политических колебаниях и зигзагах, которыми Польша славилась на протяжении всей своей истории. Чтобы не быть голословным, приведу пример буквально вчерашний. Сначала Дуда подписывает так называемый антибандеровский закон. А потом, совсем не вдруг, обращается в Конституционный Суд и просит проверить на соответствие Конституции Польши некоторые статьи Закона от
26 января 2018 года «О внесении изменений в Закон об Институте национальной памяти – Комиссии по преследованию преступлений против польского народа и некоторые другие законы».
А именно: проверить на соответствие Конституции положения, содержащие формулировку «украинские националисты» и «Восточная Младопольша», а также законно ли введение наказания за заявления по обвинению польской нации или польского государства в Холокосте и за выражение «польские лагеря смерти».
Параллельно премьер Польши Матеуш Моравецкий в лекции в городе Холм, посвященной «польско-еврейским отношениям на протяжении столетий», выделил два основных тезиса.
1). «У нас почти тысяча лет сотрудничества на одной земле с евреями. Это нельзя сравнить с другими странами в Европе и мира». 2). «Первым крупным преступным актом против евреев, который в еврейской историографии часто приравнивается к Холокосту, было восстание Хмельницкого. Очевидно, что тогда доходило до страшных преступлений, историки говорят про 100 000 убитых евреев».
Понятно, что когда Польшу прижали и со стороны Израиля, и со стороны США, состав «польско-еврейских отношений» срочно потребовалось перевести на станцию «Хмельницкий». Моравецкий произнес гениальную фразу: «Это герой для наших соседей, а для нас тот, кто фактически привел к первому упадку Речи Посполитой».
Да уж, проговорился Моравецкий, евреи все-таки ушли на второй план, зато всплыла главная вина Хмельницкого – первый упадок Речи Посполитой. Потом этих «упадков» и разделов Польши будет еще много.
Но вернемся к Хмельницкому, который, по словам польского премьера, «герой для наших соседей», то есть герой для Украины. Тут Моравецкий, по незнанию, сильно ошибается. Богдан Хмельницкий для современной Украины совсем не герой, ведь он «отдал Украину москалям»…
У Украины, надо сказать обязательно, чистокровных героев, с точки зрения махрового национализма, кроме Мазепы, Бандеры и Шухевича, почти нет! Во-первых, многие из тех настоящих героев, что никогда не переводились на этой благословенной земле, не говорили на современном канадско-галичанском ди­алекте и считали себя рускими (без второй буквы «с») или руськими. Чуть позже – малороссами. Во-вторых, были они исключительно православными, а не уни­атами, то есть изменившими вере предков. В-третьих, настоящие герои украинского средневековья почти все были жертвами подлейших предательств и закончили свою жизнь в казнях жесточайших. Кого четвертовали или запекли в медном быке в Варшаве, кого забили плетьми на турецких галерах, а кого и свои же казнили. Как, например, Мазепа казнил Кочубея и Искру, кстати, по своему же навету.
Хмельницкий не был классическим былинным героем, но уж своему времени соответствовал полно­стью. Противоречивость его поступков, если ее рассматривать через увеличительное стекло того времени, вполне объяснима.
История не имеет сослагательного наклонения – а вот что было бы, если бы… Если бы Хмельницкий не проявил слабину под Збаражем и пленил короля Польши? Если бы он не союзничал с татарами? Если бы он не метался между Польшей, Турцией и Россией?… Но тогда он был бы НЕ Хмельницким!
В Польше почему-то не вспоминают, что они сотворили из Хмельницкого врага собственными руками. Ведь молодой Богдан, который при осаде Смоленска в 1634 году спас короля Владислава от русского плена и получил золотую саблю за храбрость, был тем самым Хмельницким, которого смертельно обидел подстароста Чаплинский! А вот когда его, неправедно обиженного, поляки посадили в тюрьму, оттуда уже вышел совсем другой Хмельницкий.
С евреями та же самая история. Средневековый Холокост был создан польскими руками. Поляки между собой и украинским крестьянством создали прослойку евреев-арендаторов, нещадно эксплуатировавших крестьян. Поляки отдали евреям в управление все: корчму, мельницу, пруд, целое поместье, группу сёл и местечек со всеми их жителями. А раз корчму, то и винокурение, то есть самогоноварение. Были случаи, когда евреи-арендаторы владели и православными храмами, отпирая церковь для служения исключительно за плату от прихожан.
Я процитирую историка русского еврейства Юлия Гессена: «Арендатор-еврей, становясь на место пана, получал,– конечно, лишь в известной мере, – ту власть над крестьянином, которая принадлежала землевладельцу, и так как еврей-арендатор… старался извлечь из крестьянина возможно больший доход, то злоба крестьянина… направлялась и на католика-пана, и на еврея-арендатора. И вот почему, когда в 1648 году разразилось страшное восстание казаков под предводительством Хмельницкого, евреи, наравне с поляками, пали жертвой».
Я только слегка поправлю Гессена: у поляков был шанс убежать, у евреев его не было! Поляки их с собой не брали.
Прав Анджей Дуда: нельзя «опираться на ложь, клевету, замалчивание, отрицание истории, особенно трагической истории». Но ведь опираются. Как в Украине, так и в Польше.

 

Автор: Евгений КОРОТКОВ.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.