сегодня: 22 ноября, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 193 от 29 декабря 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / С концертом на Северный полюс

29.12.2006 , № 193 от 29 декабря 2006 г.

Говорят, под Новый год с человеком могут происходить самые невероятные события. Как раз один  такой случай и произошел в моей журналистской практике в канун 1988 года. Мне посчастливилось принять участие в авиа­рейсе по маршруту Киев — Москва — Ленинград — остров Средний (архипелаг Северная Земля) — станция Северный полюс-28 — поселок Черский (Якутия) — станция Северный полюс-30 — Хатанга — Печора — Ленинград — Москва — Киев.

Необычность этого полета, протяженность которого превышала половину земного экватора, состояла в том, что впервые в истории освоения Арктики летчики доставили на полярную станцию артистов,  выступивших с концертом перед зимовщиками. В то время айсберг, на котором находилась станция, медленно дрейфовал в сторону Северного полюса, и полярники находились уже в тысяче километров от Большой земли. Одним из рекордов стала также сорокачасовая продолжительность полета в условиях полярной ночи.

Начиналось все как в кино

Осенью 1987 года приехавший в Киев из Москвы в командировку журналист ТАСС Александр Рябушев, едва переступив порог информационного агентства РАТАУ, где я тогда работал, спросил, не желаю ли, мол, полететь на Северный полюс. Если да, тогда надо помочь в организации встречи в ЦК комсомола Украины, Киевском  опытно-конструкторском бюро имени Олега Антонова и в ряде других организаций и инстанций.

И если поначалу я воспринимал идеи своего московского коллеги как журналистские фантазии, то постепенно и сам в них начал верить. А через два месяца, во второй половине декабря, мой друг опять появился в Киеве. И наши хождения начались по второму кругу, но уже успешнее, чем раньше. Правда, случались и проколы, к примеру, с мотодельтапланом, который мы решили испытать в условиях полярной ночи. Летательный аппарат нам выделили, но посоветовали опробовать в Киеве с участием пилота-инструктора. Во время тренировочного полета, в котором выпало “счастье” лететь мне, мотор заглох прямо над крышей спорткомплекса “Чайка”. Хорошо, что это случилось в Киеве, а не на полюсе, “успокоили” нас, однако мотодельтаплан не дали.   

А вот с артистами повезло. Идею дать концерт на Северном полюсе с энтузиазмом восприняли и согласились лететь писатель-сатирик Михаил Жванецкий, солист Росконцерта Павел Дементьев, артисты Московского театра-студии “У Никитских ворот” Татьяна Хазанова и Наталья Жданова.

С интересом, но одновременно и с некоторой настороженностью восприняли идею “забросить” артистов и журналистов почти на макушку Земли генеральный конструктор ОКБ Петр Балабуев и его первый зам Анатолий Буланенко. “Добро” на полет все-таки дали. Сыграли роль устные и письменные рекомендации двух комсомольских ЦК — из Москвы и Киева, “Комсомольской правды”, руководства ТАСС и РАТАУ.

За день до полета мы прибыли на взлетное поле в Гостомель. “Этот самолет полетит на полюс”, — кивнули нам авиатехники в сторону раскуроченного Ан-72, рядом с которым на асфальте лежали его агрегаты. Заметив  наши удивленные взгляды, успокоили: к утру все будет в порядке. Оказывается, накануне самолет вернулся с юга, где проходил очередные испытания, а теперь, согласно полетной программе, шла проверка, как он выдержал нагрузку.

На Диксоне опять пурга

В семь утра следующего дня мы вместе с фотокорреспондентом РАТАУ Владимиром Репиком погрузили на борт самолета сувениры для полярников, елки, знаменитые киевские торты. Наш Ан-72 берет курс на Москву, там подбираем ожидающих нас артистов, а затем в Пулково, где загружаем самолет “под завязку” новогодними посылками, почтой, оборудованием.

Во время полета вспомнилась песенка о Диксоне со словами: “Который день метет пурга над островом”. Вещие слова. Остров нас не принял по причине циклона, и Ан-72 вынужден был без промежуточной посадки совершить бросок в 3,5 тыс. км на крайнюю точку Северной Земли — остров Средний. 44-градусный мороз сразу пробрал до костей. Но радушие, с которым встретили нас обитатели засыпанных по самую крышу снегом домиков, согрело наши души. Узнаю, что, оказывается, многие из Украины: врач Валентина Карасева из Харькова, радистка Полина Трошина из Запорожья, повариха Жанна Солодовникова из Горловки, ее подруга Полина Кривенко из Сум... С каким восторгом принимали на этом маленьком островке прибывших артистов!

А в это время посылки, предназначенные еще для одной станции — СП-29 — которая дрейфовала неподалеку, были перегружены на вертолеты и отправлены по назначению. Пока мы общались с зимовщиками, наши летчики совершили более 30 тренировочных полетов, добиваясь сокращения пробега при взлете турбореактивного Ана до 350 метров вместо положенных 700-800 м. Этого требовала обстановка на СП-28. Океан давил льдину, сокращая и без того небольшую расчищенную полярниками вручную взлетную полосу.

А журналисты тоже время не теряли. Во время пребывания на Среднем увидели северное сияние, съездили за 18 км на вездеходе по замерзшему океану на остров-карлик Голомянный, где находился небольшой метеорологический пост. И здесь на затерянном острове нашли украинца Евгения Ромашева из Черкасс. Показывая свое хозяйство, он подошел к лунке, пробитой в океане, где были установлены приборы для метео­наблюдений. Шутя спрашиваю его, не на охоту ли собрался, что карабин захватил. Евгений в ответ: “Здесь, где вы стоите, год назад трагически закончилась для нашего метеоролога встреча с белым медведем”. После этого шутить уже расхотелось.

Женщин любим, но издалека

И вот мы опять в полете. Тысяча километров над безмолвной ледяной пустыней, и самолет идет на посадку на кусок льда, освещенный горящими факелами. Гостеприимные хозяева СП-28 подают к трапу местное такси — сани, которые тянет трактор в направлении домиков на полозьях, места обитания ученых. Трудно поверить, что наш мощный Ан отделяет от четырехкилометровой океанской глубины всего лишь несколько метров льда. Но, побыв в палатке, которую почему-то назвали юртой, сразу возвращаешься в реальность. Здесь посередине была пробита 9-метровая полынья, в центре которой на тросе свисал в глубину океана канат с датчиками. Он доставал только до 200-метровой глубины, где фиксировались течения, температура воды, ее состав и т.д. Льдина была напичкана самой современной электронной техникой, которая давала возможность следить как в воздухе, так и под водой за иностранными военными самолетами и подводными лодками, которые, в свою очередь, неустанно “опекали” советские субмарины, а заодно и дрейфующие станции. Но об этом нам вслух тогда не рассказывали. 

После генеральной репетиции концерта на острове Среднем наши артисты быстро акклиматизировались. Восхищенные лица полярников свидетельствовали о приятном сюрпризе, который, в прямом смысле слова, свалился с неба на их головы.

Все бы хорошо, да летчики торопят, самолет не может долго пребывать на таком холоде. Хоть и чуть потеплело, но все равно -30о. Да и льдина потрескивает, не дай бог что случится, отсюда до полярного рассвета не выберешься. А это, считай, не один месяц пройдет, как солнышко появится. К слову, через два месяца, когда мы вновь побывали на СП-28, полярники осведомились, женщин случайно не привезли. А то в декабре, как побывали здесь артистки, то уже на Новый год по льдине прошла трещина, отделившая спутниковую антенну от основной базы, а еще под воду ушла и  палатка-юрта.

Елка летит на СП-30

Между тем наш АН-72, поднявшись с СП-28, взял курс в восточный сектор Арктики, где в это время находилась еще одна полярная станция —
СП-30. Всего же в тот год в Ледовитом океане кружили вокруг полюса три полярные станции. За их комплектование отвечал Ленинградский НИИ Арктики и Антарктики, который вместе с Госкомгидрометом СССР обратился к ОКБ имени Антонова с предложением одним рейсом осуществить на все полярные станции доставку новогодних грузов. Причем один рейс
Ан-72 заменил пять-шесть рейсов Ил-14. Теперь понятно, что этой попуткой на север нам грешно было не воспользоваться.

А вот высадиться на СП-30 было не суждено. Расчищенная полярниками среди торосов узкая полоска льда стала по краям колоться, и самолет вынужден был лететь в якутский поселок Черский. Здесь, оставив артистов для отдыха и очередного концерта, самолет взял курс на остров Врангеля. И вот в иллюминаторах появился очерченный факелами четырех­угольник со светящейся точкой посередине. Снизившись на 80-метровую высоту, реактивный Ан открывает грузовой люк, и платформа с подарками, почтой и нашей елкой падает точно в центр квадрата.

Люди из стали и огня

И снова Ан-72 в Черском, где было еще прохладнее — 55 градусов. После очередного концерта для населения поселка наш Ан, преодолев восемь часовых поясов, через Таймыр, Хатангу, Печору, Ленинград, Москву прибыл в Киев. Только теперь стало заметно, как устали наши летчики. Вся их работа — подвиг. Первым пилотом был Сергей Горбик, освоивший на то время 35 различных модификаций самолетов, не раз сопровождавший с воздуха караваны, идущие по Северному морскому пути, участвовавший в многочисленных международных авиашоу. К сожалению, сегодня его уже нет в живых, он погиб в авиакатастрофе. Его друг второй пилот Александр Галуненко, также имеющий на счету десятки освоенных модификаций самолетов, не раз совершал уникальные полеты, в том числе доставил на “Руслане” с Дальнего Востока на Колыму гигантский карьерный самосвал. А позже поднимал “на крыло” в первом полете самый крупный в мире самолет Ан-225 “Мрiя”.

Уже будучи в Москве, мы узнали, что нас в пути подстерегало ЧП,  которого благодаря летчикам и авиатехникам удалось избежать. Когда мы подлетали к Якутии, экипаж каким-то чудом вручную сумел вытолкнуть заклинившееся шасси. Позже Михаил Жванецкий во время встречи с экипажем в Москве, обращаясь к летчикам, пошутил: “Вы думали, что мы не догадывались, что происходит с шасси, а мы не хотели вас огорчать, что знаем об этом”.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.