сегодня: 21 апреля, суббота
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 128 от 09 ноября 2017 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Апрель 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

  Главная / НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / Большая история киевского троллейбуса

Большая  история  киевского  троллейбуса
09.11.2017 , № 128 от 09 ноября 2017 г.

Городская  среда

5 ноября 1935 года в Киеве состоялось торжественное открытие первой троллейбусной линии. На трассу выпустили четыре новенькие темно-зеленые машины с кремовым верхом. Киевляне сразу полюбили безрельсовое механическое транспортное средство, поэтому число маршрутов «рогатиков», как их любовно прозвали, быстро увеличивалось.


…ИДЕЯ соединить автобус с трамваем принадлежит немецким братьям инженерам Вильгельму и Вернеру фон Сименсам, деятельность которых со временем переросла во всемирно известную фирму с одноименным названием. Правда, их восьмиколесная тележка, катившаяся по двум параллельным контактным проводам, не выдерживала сильного ветра, что часто приводило к коротким замыканиям.
В начале XX века троллейбусы, пройдя существенную модернизацию, добрались и до СССР, успешно решив накопившиеся транспортные проблемы. В 30-е годы у нас ходили даже двухэтажные троллейбусы, широко распространенные во многих европейских городах, однако первая же суровая зима выявила у них серьезные недостатки: снег и лед снижали управляемость такой тяжелой машиной и вызывали ее опасное раскачивание.
Более продуктивным оказалось использование троллейбусных поездов, которое предложил в 1966 году  киевский изобретатель Владимир Веклич. Конструкция этих МТБ-82 была настолько удачной и простой, что сдвоенный киевский троллейбус на многие годы стал визитной карточкой города. Его идею впоследствии успешно применили более чем в 20 городах бывшего Союза. Эксплуатация 300 таких поездов только в Киеве позволила высвободить более 800 водителей и на ряде маршрутов реализовать пропускную способность до 12 тысяч пассажиров в час в одном направлении.
В первые десятилетия существования троллейбуса в Киеве стоимость проезда была дифференцированной и зависела от расстояния. С 1960-х годов появился единый тариф, не стало кондукторов и ввели специальные кассы для оплаты проезда, а впоследствии, установили компостеры. Стоимость поездки составляла 4 копейки, в 1987 году она поднялась до 5 копеек.
Первый троллейбус для Киева был изготовлен в Москве на заводах СВАРЗ и «Аремкуз», а остальные шесть той же серии по московским чертежам собрали на нашем заводе имени Домбаля (впоследствии – Киевский завод электротранспорта имени Дзержинского).
Из ворот завода регулярно выходили ЛК-5 – небольшие, по нынешним меркам, двухосные троллейбусы, рассчитанные на 47 мест, 37 из которых сидячие.
Сразу после Великой Отечественной войны появились трофейные троллейбусы MAN, вмещавшие по 50 пассажиров. Их заменили модели МТБ-82Д, известные по старым советским фильмам.
Вообще Киев мог бы стать главным городом по производству троллейбусов в СССР. С конца 50-х годов на киевском заводе электротранспорта (КЗЭТ) собрали 700 «рогатиков» «Киев-1» на 65 мест. Но продукция пошла на убыль с появлением чехословацких троллейбусов «Skoda 8Тр», вмещавших уже до 100 пассажиров.
Титул троллейбусной столицы Киев утратил в 1993 году, начав закупать «гармошки» ЮМЗ-Т1 на 180 мест, изготовленные на днепропетровском «Южмаше». Столичные маршруты регулярно обновлялись румынскими и белорусскими машинами. Время от времени появлялись новые, когда заканчивались запчасти к старым.
Сейчас самыми распространенными троллейбусами в Киеве считаются львовские ЛАЗ Е183 ElectroLAZ на 100/24 места, с европейским низким уровнем пола.
С годами цветовая палитра городского транспорта  в Киеве значительно поменялась. Если в 70-е и 80-е годы троллейбусы были преимущественно красные с желтыми элементами, то в последние годы столица Украины закупает исключительно троллейбусы желтого цвета.
Популярность троллейбусов непрерывно растет, и на сегодняшний день свыше 300 городов мира имеют этот удивительный транспорт. Самый дорогой, с доступом в интернет, курсирует в  столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби. Там каждая машина стоит больше миллиона евро. Поскольку температура воздуха в Эмиратах часто превышает +50°C, на машинах установлены двойные тонированные стекла, особо мощные кондиционеры и воздушные завесы возле дверей.
А в Швейцарии начал ездить новый троллейбус без контактных линий электропередач. Он оборудован специальными аккумуляторами, энергетический запас которых можно восстановить на остановках буквально за несколько секунд.

 

Автор: Геннадий НАЗАРОВ
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.