сегодня: 19 ноября, воскресенье
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 124 от 31 октября 2017 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / НОВОСТИ ЖИЗНИ / Живой свидетель холокоста

Живой  свидетель  холокоста
31.10.2017 , № 124 от 31 октября 2017 г.

Истории из жизни

Французский художник польско-еврейского происхождения Давид Олер в годы Второй мировой войны стал узником концентрационного лагеря Освенцим. Чудом выжив в страшной фабрике смерти, после освобождения он представил миру свои рисунки и картины, на которых задокументировал факты, дающие реальное представление о ужасной участи жертв холокоста.

ЖИЗНЬ Давида Олера делится на две части – до войны и после. Родился в Варшаве и рано поступил в Варшавскую академию искусств. В Германии, куда переехал молодой художник, он продолжает учиться и одновременно выставляет свои гравюры по дереву в музеях и выставочных залах Данцига и Берлина. Но его душа рвется в Париж, где в те времена творят несколько поколений интернационального сообщества художников.
В 1920-е годы во французской столице Олер попал в Европейский союз кинематографистов в качестве художника, декоратора, скульптора и архитектора одновременно. При этом успевал сотрудничать со многими широко известными кинокомпаниями, такими, как Paramount Pictures, Fox и Gaumont.
В жизни все складывалось хорошо – в 1930 году Давид женился на парижской модистке Джульетте Вентура, молодая семья поселилась в городке Нуази-ле-Гран, родился сын Александр, и Олер получил французское гражданство. Казалось, жизнь удалась, не хватает только славы и денег.
Но наступил 1939 год, и Франция оказалась в центре новой войны. Олера призвали на военную службу в составе 134-го пехотного полка в Лон-ле-Сонье, но вскоре демобилизовали. А уже 10 мая 1940 года Германия начала наступление на саму Францию, и через месяц, без всякого сопротивления Париж был сдан врагу. Две трети территории страны оккупировали нацистские войска.
После принятия правительством Франции ряда антисемитских законов в Париже начались облавы на евреев. Пятнадцать тысяч человек моментально были лишены гражданства и работы. Кроме того, их обязали носить на одежде звезду Давида и надпись «еврей». В это число попал и Давид Олер, которого 20 февраля 1943 года арестовали и направили в транзитный пункт «Дранси» для отправки в лагеря смерти. Доподлинно известно, что через этот первичный центр содержания под стражей прошли 65 тысяч евреев, включая шесть тысяч детей, из которых только две тысячи к концу войны остались живы.
В концлагерь Аушвиц, больше нам известным под польским названием Освенцим, Давид попал под номером 106 144, где провел почти два года и сразу же оказался в специальной зондеркоманде, которая обслуживала крематории и газовые камеры. Ежедневно перед его глазами проходили сотни людей, парализованные страхом и осознанием скорой смерти, приходилось видеть массовые убийства и жуткие медицинские эксперименты над детьми. И горы трупов, от которых можно было сойти с ума!
Каждые четыре-шесть месяцев зондеркоманда обновлялась, набирали новых людей из прибывших заключенных. После войны Олер говорил, что не попасть на этот конвейер смерти, не отправиться за теми, кого раньше он вытаскивал из газовых камер и загружал в крематорий, ему помогли художественные навыки и знание иностранных языков. Давид говорил на многих языках: идиш он знал от родителей; учась в Варшаве, освоил польский и русский; немецкий выучил после пребывания в Берлине. А еще знал английский и французский языки. Именно это и повышало шансы на выживание.
Знание нескольких языков и хотя бы понимание того, что говорят тебе по-немецки часто действительно спасало жизнь. Ведь каратели требовали, чтобы отданные им приказы исполнялись немедленно, и многие заключенные были расстреляны прямо на месте только из-за того, что не понимали этих слов.
7 октября 1944 года в Освенциме произошло восстание 663 членов зондеркоманд. В три часа дня заключенные одной из команд взорвали крематорий, одновременно в другой печи спалили живьем двух эсэсовцев, нескольких убили, подожгли помещение и, прорвавшись через забор с колючей проволокой, покинули лагерь и даже пытались переплыть Вислу.
Далеко убежать им все же не удалось, местное население выдало всех, их вернули в лагерь и сразу же расстреляли. Но Олеру опять улыбнулось счастье, и в этот раз ему удалось избежать смерти…
В начале января 1945 года Олера переправили в концлагерь Маутхаузен в Австрии. Как вспоминал художник, их перевозили в открытых товарных вагонах под снегом и без питания. Прибыв в Маутхаузен, после холодного душа заключенных при температуре минус
12-15 градусов в течение трех часов держали на улице на снегу, ослабевших тут же расстреливали. Оставшихся, изможденных и голодных,  направили работать в туннель близ городка Мельк.
Освобождение пришло лишь 6 мая 1945 года, за несколько дней до капитуляции Германии, когда американские войска союзной армии вошли в Австрию. Солдаты армии США не нашли сбежавших накануне эсэсовцев, зато обнаружили больше 16 тысяч заключенных, среди которых было много умирающих и уже мертвых.
Оставшись в живых и вернувшись в Париж, художник решил, что должен поведать миру о страшной судьбе тех, кто погиб, рассказать своими рисунками и картинами о пережитом. Это была дань памяти всем жертвам концлагерей и желание поведать о зверствах тем, кто о них не знал.
Благодаря таланту Олера-художника и его памяти в картинах была воспроизведена вся та ужасная реальность. Он представил широкой общественности не только рисунки, изображающие зверства фашистов, но и планы крематориев, виды территорий, объясняя таким образом, как нацисты управляли фабриками смерти.
В 1962 году Давид перестал писать. После его смерти в 1985 году  вдова и сын продолжили дело  Олера , рассказывая правду о преступлениях нацистов и чтя память миллионов их жертв.

 

Автор: Геннадий НАЗАРОВ
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.