сегодня: 21 сентября, четверг
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 190 от 26 декабря 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / ПЕНСИИ / Можно ли всем угодить?

26.12.2006 , № 190 от 26 декабря 2006 г.

Можно, утверждает наш читатель и предлагает принципиально новую формулу начисления пенсий. Предложение В.Ткаченко, подтвержденное личными расчетами, показалось нам любопытным. Вполне согласны с автором, что сегодня у пенсионеров очень много поводов для сетований, и с каждым годом, уверен Виталий Андреевич, количество недовольных будет только увеличиваться. Такой несправедливости по отношению к пенсионерам нет больше нигде, утверждает автор. А он 18 лет проработал на крупном горно–обогатительном комбинате в должности заместителя директора по управлению персоналом.

Но оценивать предложения мы, конечно, не будем, а доверим это специалистам. Как и пожелал автор, его письмо с подробными расчетами мы передадим в Министерство труда и социальной политики.

Разрыв увеличивается

Реформа пенсии, начатая с первого января 2004 года согласно Закону “О государственном пенсионном страховании”, обещала нам справедливые пенсии в зависимости от трудового стажа и уровня заработной платы. Для этого были введены коэффициент стажа и коэффициент заработной платы. Их размеры определяются законом. Размер же пенсии определяется умножением этих коэффициентов на средний размер заработной платы за предыдущий год. Например, при коэффициенте стажа 0,4, коэффициенте заработной платы 2 и средней заработной плате за 2003 год 306 грн в 2004 году при выходе на пенсию работнику начисляется пенсия в размере 0,4 х 2 х 306 = 245. Как будто справедливо. Но давайте посмотрим, какую  пенсию начислили работнику, уходящему на заслуженный отдых, с такими же заслугами в 2005 году — 0,4 х 2 х 524 = 419 грн. Произведем соответствующие расчеты и за 2006 год —
0,4 х 2 х 735 = 588 грн.

Получается, что в 2006 году пенсия стала начисляться в 2,4 раза больше. Хорошо, но только на первый взгляд. Ведь работнику, которому начислили пенсию в 2004-м и в последующие два года сделали перерасчет и увеличили пенсию, соответственно, только на 5,5 и 7,3% при инфляции 8,2 и 10,3%.

За два года пенсия при перерасчете уменьшается более чем в два раза по сравнению с начисляемой при одинаковых коэффициентах стажа и заработной платы. Где же логика и социальная справедливость?

Из анализа видно, что на протяжении трех последних лет в результате перерасчета пенсия у пенсионеров с одинаковыми данными снижается почти в три раза — 38,6% к вновь начисляемой. Через пять лет размер пенсий будет уже отличаться в пять раз. А все потому, что в закон заложена методика перерасчета, которая переводит сотни тысяч пенсионеров в течение одного года с пенсией выше минимальной в минимальную, а средняя пенсия по стране в течение двух лет также становится минимальной.

Неужели у пенсионеров при выходе на заслуженный отдых так резко сокращаются расходы?

Грубая ошибка Мини­стерства труда и социальной политики привела к тому, что некоторые пенсионеры смогли сделать перерасчет пенсии и увеличить ее размер в два раза за счет оформления на работу на несколько месяцев. И этим снова вызвали волну недовольства из-за допущенного неравенства, ведь большинство граждан все же не смогли этим воспользоваться. Но если пенсионеры будут обращаться в суды по этому поводу, мне кажется, их иски будут удовлетворены. Почему закон предусматривает зависимость пенсии от стажа и уровня заработной платы, а фактически увеличивает ее в зависимости от уровня средней заработной платы за прошлый год, на которую конкретный человек никак не влияет?

По новой формуле

Зависимость начисления пенсии от средней заработной платы в стране за предыдущий год вообще надо устранить. А вместо этого показателя ввести так называемый коэффициент пенсии. Он равен умножению коэффициентов стажа и коэффициента заработной платы работников. Я произвел расчет коэффициентов пенсии и самой пенсии по данным, заложенным в расчет пенсии на 2006 год.

Пенсии, от минимальной до максимальной, предлагаю разбить на разряды через 5%. Каждый последующий разряд увеличивать на такую величину. Максимальная пенсия, исходя из этого, при наибольших показателях (0,7 и 5,6), а минимальная при наименьшем стаже — 20 лет и коэффициенте заработной платы, равном 2,44.

Всем пенсионерам, имеющим 20 лет стажа и с коэффициентом заработной платы ниже 2, 44, производить доплату до минимальной пенсии, равной 359 грн. Таким образом, минимальный коэффициент пенсии равен 0,49 (359/735), а максимальный 3,92 (0,7 х 5,6).

Разряд пенсии назначается в зависимости от достигнутого коэффициента пенсии. Так, при стаже 20 лет и коэффициенте заработной платы, равном 3, разряд будет пять, а пенсия, соответственно, 436,37.

Как я себе представляю переход на новую методику расчета? В первую очередь, конечно, необходимо внести соответствующие изменения в закон. До выравнивания пенсий с одинаковыми коэффициентами стажа и заработной платы новые начисления пенсий производить на уровне средней зарплаты в 2005 году (735). Остальные средства направить на повышение ранее начисленных в 2004-м и 2005-м и заниженных в последующие годы пенсий. После выравнивания пенсий ежегодно (или же поквартально) увеличивать пенсию по всем разрядам на величину, примерно равную 95% от уровня роста отчислений в Пенсионный фонд. Остальные 5% направлять на усовершенствование пенсионного обеспечения по другим законам  и категориям пенсионеров.

И в заключение еще несколько предложений. Уверен, что и нам необходимо увеличивать пенсионный возраст, особенно для женщин, каким бы непопулярным ни казался подобный шаг. Во-первых, это мировая практика. Во-вторых, у нас почти катастрофическая демографическая ситуация. К тому же наши женщины после выхода на пенсию живут значительно дольше (средний возраст — 74 года), нежели мужчины. Но проблему необходимо решать постепенно, на протяжении, скажем, десяти лет, увеличивая ежегодно пенсионный стаж на полгода, чтобы не вызвать социальный взрыв.

Не могу умолчать о пенсиях и заработках народных депутатов, министров, судей и прочих тружеников с голубой кровью. Если депутаты вместе с министрами (в основном миллионеры и миллиардеры) могут сами себе назначать заработные платы и пенсии, то на каком основании отказывают остальным гражданам устанавливать себе заработную плату и пенсию? Или хотя бы учесть их предложения и пожелания?

Как-то министр труда и социальной политики, выступая по телевидению, заявил, что понизить министрам и депутатам пенсии и зарплаты, необоснованно увеличенные “любимицей” народа леди Ю, ему не позволяет Конституция. А кто, позвольте вас спросить, разрешал их поднимать до заоблачного уровня? Если министр соглашается с тем, что это нарушение справедливости и не предпринимает никаких мер для ее восстановления, то это лишний раз подчеркивает его беспомощность.

И у наших высших должностных лиц заработная плата должна быть не больше чем в десять раз от показателя средней зарплаты в стране. Тогда наши руководители не будут чувствовать себя такими оторванными от народа, может, даже больше станут о нем заботиться.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.