сегодня: 21 сентября, четверг
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 103 от 12 сентября 2017 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / Для развития образования… урезали финансирование

Для  развития  образования…  урезали  финансирование
12.09.2017 , № 103 от 12 сентября 2017 г.

Реформа школы


Недоумение у педагогов Одесщины вызвал принятый Верховной Радой  закон «Об образовании», которым ежегодные расходы на образование снижаются с 10 процентов национального дохода до семи.

В  ожидании  капитального  ремонта

–ИЗ ТЕКСТА закона видно, – подчеркивает педагог из Одессы Николай Стеценко, – что государство вообще не собирается само полностью финансировать образование. Оказывается, эти урезанные семь процентов валового внутреннего продукта будут собираться за счет средств государственного, местных бюджетов и других источников финансирования, не запрещенных законодательством. Прочитав эти строки, я невольно подумал: а не собираются ли народные депутаты и правительственные чиновники переложить значительную часть финансирования  школ на плечи родителей? Ведь с 2018 года ежемесячный оклад педагогического работника самой низкой квалификационной категории должен быть на уровне трех минимальных зарплат. Сейчас это 9600 гривен. А откуда будут браться средства на ремонт школ, оснащение их современным оборудованием?
Причем опасение Николая Евгеньевича не лишено оснований. Ведь новым законом в школах легализовали платные уроки. Как государственные, так и коммунальные учебные заведения получили право оказывать платные образовательные и другие услуги. Но никакие школьные платные услуги не смогут обеспечить ремонт и строительство новых школ. Между тем в регионе участились «примеры», когда школы организуют учебу детей в две смены. На такой график занятий перешел нынче  учебно-воспитательный комплекс райцентра Захаровки, в котором занимаются более 700 детей. Поскольку основное здание дало серьезные трещины и требует капитального ремонта, занятия для младших классов проходят в детском саду, а старшеклассники нашли приют в небольшом помещении начальной школы. Да и в Одессе 35 городских школ перешли на обучение в две смены. В прошлом учебном году таких школ было 22. Перегруженность одесских школ вызвана тем, что на соседствующих с городом территориях сельских районов развернулось строительство высоток, и проживающие в них дети учатся в Южной Пальмире.

Плюсы  и  минусы  опорных  школ

ПО МНЕНИЮ депутата облсовета Ирины Ковалиш, финансовые риски от реализации школьной реформы, по аналогии с ситуацией,  создавшейся с ПТУ, лягут на местные бюджеты. «Последние два года, – продолжает Ирина Ковалиш, – местные бюджеты тянут лямку, изыскивая средства на финансирование профтехучилищ, переброшенное на места из Киева. До конца года депутатам предстоит найти в областном бюджете еще 40 миллионов гривен к 230 уже выделенным, чтобы решить вопрос с обеспечением нынче ПТУ. Точно так же будет и со школами: их на бумаге объединят,   повысят зарплаты учителям, а отвечать реальной копейкой за это должны местные советы».
Недавно в коммунальную собственность Коноплянской объединенной территориальной громады (ОТГ) Ивановского района перешли Коноплянская, Богуновская, Михайлопольская, Калиновская, Джугастровская и Гудевичевская школы. Затем в громаде прошли общественные слушания по поводу создания опорной школы. Чиновники старались убедить людей в том, что эта мера необходима для улучшения финансирования учебных заведений. Большинство родителей учащихся выступили против перемен. Не убедили их и аргументы о том, что в опорной школе удастся обеспечить учебный процесс современными техническими средствами.
«У меня семеро детей ходят в местную школу, – говорит многодетная мать из села Михайлополь Неля Чилей. – Во сколько же мне придется будить пятерых из них на автобус в опорную? Оттуда они приедут голодные, а делать уроки будут до ночи. Это ненормально». Педагоги учебных заведений, которые будут понижены в статусе в связи с созданием опорной школы, высказывали обеспокоенность по поводу того, что такая реформа в конце концов уничтожит не только ряд сельских школ ОТГ, но и приведет к гибели отдельных сел.

Как  облегчить  каток  реформы

ПРОТЕСТЫ против создания опорных школ в основном начинаются из-за того, что в сельскохозяйственных районах области много убитых дорог. А появившимся в процессе децентрализации объединенным территориальным громадам просто не хватает средств, чтобы содержать малокомплектные школы в селах и приводить в порядок инфраструктуру. Поэтому неудивительно, что преобразования начинаются именно со школ. В  созданной в 2015 году Маразлиевской объединенной территориальной громаде (ОТГ), объединившей села трех сельсоветов Белгород-Днестровского района, 11 учителей остались без работы.
Произошло это после того, как Широковский учебно-воспитательный комплекс  «Общеобразовательная школа I-III ступеней – дошкольное учебное заведение» стал опорным, а остальные четыре школы сел ОТГ трансформировались в его филиалы, потеряв одну, а то и сразу две ступени. Понимая, что под такой каток попадут в конце концов и многие другие учителя Одесщины, хочу напомнить «разъяснение» ситуации оставшимся без работы педагогам, данное бывшим председателем райсовета Валентиной Орловой: «Не время сейчас сводить счеты, разводить склоки. У вас появилась реальная возможность воплотить свои творческие образовательные проекты, показать всему району, на что способны учителя объединенной громады. Вы можете создать и детско-юношескую спортивную школу, и художественную, и музыкальную, и дом детского творчества, и многое другое, чтобы ребята могли выбрать любимое дело и творчески развиваться».
Орлова действительно высказала очень дельные предложения. Вот только при проведении территориальной и образовательной реформ чиновникам следует заранее заботиться об обеспечении сокращаемых педагогов поддержкой в организации детских центров досуга, сети кружковой работы на хозрасчетной основе. Для организации всего этого нужны и помещения, и инструменты, и различные расходные материалы.

Одесса.

 

Автор: Владимир КРЕЩУК.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.