сегодня: 25 июня, воскресенье
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 68 от 16 июня 2017 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Июнь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Не просто изваяния

Не  просто  изваяния
16.06.2017 , № 68 от 16 июня 2017 г.

Известен постулат: настоящее искусство – не простое копирование. Настоящая музыка – не просто звуки, настоящая живопись – не просто изображение, настоящая скульптура – не просто изваяние. В настоящем искусстве всегда есть надстроечный элемент – особый взгляд, особое чувство, особая мысль творца. Масштабная выставка «Скульптура-2017» в столичном Доме художника порадовала немалым количеством работ, в которых надстроечный элемент присутствует несомненно.

Отсекая лишнее

Современные скульпторы работают со множеством материалов и используют самые разнообразные и, зачастую, оригинальные авторские техники. «Скульптура-2017» – это и бронза, и мрамор, и камень, и цемент, и фарфор, и гипс, и железо, и стекло, и дерево… а также многообразные их комбинации. Но в любом случае главная задача скульптора – вдохновенно отсечь лишнее от заготовки в поисках того, что желаешь высказать. Тогда натура открывается зрителю, невидимое становится реальным.
На выставке в Доме художника я обнаружил довольно большой сегмент анималистики, то бишь изображений животных. Отметил: «схватить» характер того или иного зверя помогает во многих случаях экспрессия изображения, когда детали опускаются, внимание созерцателя переключается на самое характерное. «Змея» Даниила Шумихина вся из остроконечных углов, застывшая в атакующей позе. Сплошное жало! Опасность, исходящую от пресмыкающегося ощущаешь физически. А вот «Лежащий кот» Людмилы Бетлиемской  олицетворение грации, невозмутимости, «пофигизма» и загадочности. Толстокожие, в защитных панцирях и заклепках, непреступные слоны и носороги Олега Пинчука.  Отшлифованная до золотого блеска морда бронзового «Льва» Леонида Астрона напоминает о том, что перед тобой действительно царь зверей. Морда-корона! «Петух 2017 года» Вадима Матлаева имеет отношение уже не к характерам животных, а к событиям. В какие переделки попала несчастная, обуглившаяся птица в год своего имени? Наверное, в огне кровопролитий и страданий, коих в этом году человечеству досталось с лихвой.
Экспрессией отмечены и многие работы, посвященные миру людей. Например, жанровая скульп­тура Василия Татарского «Беседа» (приятели, неторопливо пьющие по пятьдесят) очень выразительна благодаря экспрессионистски крайней условности и лаконичности.

Философия в камне и металле

Неподвижный объект, коим является скульптура, – предмет не только для созерцания. Будучи бессловесной, она способна заключить в себе целое повествование, побуждающее к размышлению. По крайней мере две работы на выставке, на мой взгляд, можно вполне отнести к жанру скульптурных философско-психологических этюдов. 
Первая – «Смещение сознания» Егора Зигуры. Символом смещения стало разделенная на две почти симметричные части голова, одна и которых (частей) перевернута, извините за абсурдность, с ног на голову. Первая часть исполненна достоинства и мудрости, другая – искореженная ненавистью, злостью и болью одновременно, явно нездорова психически.  Почему эта метаморфоза произошла? От жуткой обиды, от обмана, от промытых ложью мозгов? Причин множество. Можно называть разные, но бесспорно то, что перед нами человеческая трагедия.
Еще одна трагедия – работа «Внутри» Петра Гронского. Огромный монолит, в узкой расселине которого едва угадывается упрятанная в тесную нишу человеческая фигура. Как этот человек оказался в каменных объятиях,  в пространстве,  где не то что повернуться, даже пошевелиться практически невозможно? И пробиться к нему в жуткий застенок, в котором его заточили или в который он заточил себя добровольно, мудрено – слишком узка щель, ни глаз, ни лица узника не увидать. Образ читается как символ крайней степени самоотчуждения от социума или крайней степени несвободы.
На философский лад настра­ивает работа харьковчанина Валерия Пирогова «Одержимый» – герой бережно, как свечу на ветру, несет сквозь тревожную, полную внезапных опасностей жизнь цветок своей благородной души. Не унывает, несмотря на превратности судьбы, того же авторства «Оптимист». «Жизнь прекрасна!» – таков месседж этой светлой по настроению скульптуры.
Очень выразителен сарказм композиции «Всадник» Натальи Мудрак. Оседлавший ворону целящий в Наполеоны деятель (для пущего сходства – в треуголке), совершенно уверен, что под ним вороной жеребец. Очень актуальный обобщающий образ сегодняшнего отечественного политического истеблишмента.
Подобных удачных скульптурных высказываний, наполненных мыслью символов, на вернисаже немало.

Эхо античности

Отмечу еще одну интересную тенденцию. Все чаще скульп­торы предлагают «отведать» драгоценное вино античности свежего разлива. «Скульптура-2017» дарит зрителю замечательные современные вариации на тему Афродиты –  «Торс» Евгения Карпова, «Русалка» Василия Корчевого, «Сидящая» Олега Новаева…
А вот работа Бориса Довганя «Даная» не просто гимн красоте женского тела, но в придачу прямое указание на античный миф, который многие благодаря Довганю прочитают или освежат в памяти. Кто она, дочь царя Акрисия, родившая в неприступной темнице Персея от Зевса, пришедшего к ней в виде золотого дождя? Символ целомудрия, чье зачатие в Средневековье трактовалось как непорочное, символ неизбежности грехопадения или продажная дама, обнажающая свою плоть навстречу дождю из золотых монет (в иные времена существовала и такая трактовка)?
Довгань ответил на вопрос по-своему, но, честно говоря, я лично до сих пор не могу разобраться, как он ответил.  А может, это не ответ скульптора, а загадка, которую он предлагает разгадать?

 

Автор: Валерий ПОЛИЩУК.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.