сегодня: 18 ноября, суббота
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 184 от 14 декабря 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / НОВОСТИ ОБЩЕСТВА / Не хочу идти в «бурсу»

14.12.2006 , № 184 от 14 декабря 2006 г.

Врагами профтехобразования называют сегодня родителей и средства массовой информации

В Тернопольской области каждый второй безработный имеет высшее образование. А вот специалисты рабочих профессий, к тому же опытные и квалифицированные, здесь в большом дефиците.

К примеру, в Бучачском районе почти половина зарегистрированных в центре занятости закончили вузы. На одну вакансию бухгалтера здесь претендуют 74 человека, учителя — 102, юриста — почти 40. А заполнить вакансию слесаря или токаря случается нечасто.

Казалось бы, областная кузница рабочих кадров (24 государственных профессионально-технических учебных заведения и два филиала) в состоянии обеспечить потребность народного хозяйства края в специалистах рабочих профессий. Местная система профтехобразования, кстати, готовит кадры по 75 специальностям. Каждый год на производство и в сферу услуг приходит почти 4,5 тысячи выпускников. Кроме того, профтех­училища готовят дополнительные группы специалистов по заказу центра занятости из числа незанятого населения.

И все равно многие предприятия ощущают острую нехватку рабочих кадров. Не очень престижным считается учиться сегодня в ПТУ. Да и многие выпускники, получив диплом и профессию, не остаются на производстве или в фирмах, специализирующихся на предоставлении услуг.

Один знакомый директор столичного профессионально-технического учебного заведения, остро реагируя на снижение с каждым годом количества абитуриентов, признался, что доведенный госзаказ с каждым годом выполнять все труднее. А еще недавно и в наше училище был конкурс, с грустью констатировал собеседник.

Так что же случилось? Причин, повлекших за собой заметное снижение престижа рабочих профессий, много. Во-первых, большой проблемой отечественного профессионально-технического образования и сейчас остается несовершенная система прогнозирования спроса на квалифицированных рабочих. И разбалансированность спроса и предложения на рынке труда не уменьшается.

Не является секретом и то, что нынешняя система подготовки кадров не в состоянии дать рынку конкурентную рабочую силу в необходимом количестве. Ведь очень часто обучение осуществляется на старом, морально и физически изношенном оборудовании, которого уже и в помине нет на современном производстве. Поэтому у многих учащихся  пропадает желание и интерес к учебе. Из-за отсутствия государственного финансирования учебно-материальная база многих профтехучилищ десятилетиями не обновляется. Отсюда и печальный результат — спрос на специалистов тех или иных рабочих профессий удовлетворяется нынче, в лучшем случае, наполовину.

Мало что могут предложить сегодня прежде всего в плане обеспечения социальных гарантий, за исключением единиц, и предприятия. Работодатель, как правило, выдвигает очень высокие требования к специалистам, но не всегда может предложить адекватное вознаграждение в виде пакета социальных гарантий или высокой зарплаты.

— Даже невзирая на иногда высокие заработки слесарей или токарей быть рабочим совсем непрестижно, ибо в обществе утеряны прежние ориентиры и у современной молодежи предел мечтаний совсем иной, — высказался однажды известный в  прошлом киевский рационализатор, орденоносец Григорий Духовный.

Врагами профтехобразова-ния эмоционально назвал директор столичного профтехучилища родителей и СМИ. Именно они, по его мнению, и формируют у молодежи негативное отношение к рабочим профессиям и убеждают юношей и девушек в необходимости получения высшего образования. Стоит ли удивляться, что почти 80% выпускников школ ориентированы на дальнейшее обучение в вузах. Сегодня среди молодежи находится не очень много  желающих осваивать рабочие профессии и трудиться каменщиком или механизатором, швеей или поваром. Большинство же свои планы и карьеру связывает исключительно с получением престижной профессии в университете или академии.

Наверное, в этом не было бы ничего плохого, и стремление молодых людей к самосовершенствованию можно было бы только приветствовать, если бы не возрастающая с каждым годом диспропорция между спросом и предложением на рынке труда.

Часто выпускник, получив диплом, не может реализовать себя в полученной профессии, устроиться на работу и не из-за отсутствия опыта или высокой квалификации, а по куда более прозаической причине. В его услугах как специалиста рынок труда попросту не нуждается, ибо располагает очень ограниченным количеством рабочих мест по данной специальности. И это можно расценить как обман вуза и государства. Абитуриент, поступая в вуз, надеется после завершения учебы трудо­устроиться, и не охранником или фасовщиком в супермаркет, а обязательно по своей специальности. Но очень часто его надежда так и не сбывается.

Только в тихом провинциальном Тернополе бухгалтеров, к примеру, готовят 10(!) вузов и их филиалов. А один только Национальный экономический университет способен обеспечить специалистами экономического профиля весь западный регион страны. В общем, кадры штампуются с завидным размахом. Только непонятно с какой целью.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.