сегодня: 20 апреля, пятница
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 182 от 12 декабря 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Апрель 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

  Главная / НОВОСТИ ВЛАСТИ / Много шума... А ради чего?

Много шума... А ради чего?
12.12.2006 , № 182 от 12 декабря 2006 г.

Перипетии в Министерстве иностранных дел Украины и определении статуса главы этого ведомства — Бориса Тарасюка —  стали едва ли не главной информационной темой минувшей недели. В то же время от комментариев на этот счет уклонялись даже известные политологи, не говоря уже об официальных лицах. Не потому ли, что скандалы в коридорах власти и так сверх меры навредили не только чиновникам высшего ранга, но и репутации страны? Об этом и других “острых” политических моментах, требующих свежего взгляда и объективной оценки для понимания — что же происходит? — мы говорим с народным депутатом Украины, членом Комитета Верховной Рады по иностранным делам Игорем Алексеевым.

— Игорь Викторович, объясните, пожалуйста, ситуацию вокруг украинского внешнеполитического ведомства и лично Бориса Тарасюка. Спекуляций много, и каждая из выступающих по этому поводу сторон объясняет свои действия буквой закона...   

— Две недели назад парламентская коалиция приняла решение обратиться к премьер-министру Украины Виктору Януковичу с просьбой подать представление об отставке министра иностранных дел Тарасюка. Это решение было оформлено в виде постановления Верховной Рады, принято большинством голосов и подписано спикером парламента. То есть все строго по Конституции Украины.

К постановлению прилагалась пояснительная записка, где четко указывались причины увольнения, среди которых попытка срыва визита главы правительства в США. Президент в рамках своих полномочий должен был предложить парламенту кандидатуру нового министра. Однако вместо этого он издал указ о назначении Тарасюка исполняющим обязанности главы МИДа. А сам Тарасюк обратился в Шевченковский суд Киева, где опротестовал решение народных депутатов. Но по украинским законам ни Шевченковский, ни Печерский, ни какой-либо другой суд, кроме Конституционного, не имеет права даже трактовать решения Верховной Рады, не говоря уже об их приостановлении!

Возникает вопрос: зачем все это делается? Не с целью ли накалить страсти и вовлечь максимальное количество людей в наметившееся противостояние ветвей власти в Украине? Не с целью ли отвлечь внимание от социально-экономических проблем в обществе? От того, например, что две крупнейшие монополии — НАК “Нафтогаз України” и “Укрзалiзниця” — на грани банкротства, а в Государственном бюджете на 2006 год, принятом демократическими, кстати, силами,  сплошные финансовые дыры? Именно поэтому сейчас и возникают трудности с социальными выплатами. Но виновников этих трудностей нужно искать не в действующем правительстве и не в Антикризисной коалиции!     

Скандал с МИДом — это еще одно звено большой цепи поступков, направленных на пересмотр конституционной реформы и, возможно, организацию новых парламентских выборов  без законных на то оснований.

— Но Бориса Тарасюка уволили за конкретные “проколы” в работе...

— Совершенно верно. Его деятельность на посту министра в последнее время вызывала, мягко говоря, недоумение. Взять хотя бы историю с директивами визита Виктора Януковича в США. Почему-то, когда премьер-министр летал в Москву или Брюссель, таких директив не требовалось, а в Вашингтон они вдруг понадобились. И тем не менее коалиция пошла на это — все ключевые моменты визита были оговорены и согласованы с главой государства. Но что делает наш МИД? Вызывает “на ковер” посла США Вильяма Тейлора и пытается вручить ему дипломатическую ноту, в которой значится просьба перенести визит Януковича на неопределенное время по той причине, что поездка якобы не подготовлена. Весь этот спектакль проходит тайно, с участием ограниченного количества посвященных, в круг которых глава Кабмина, естественно, не входит.

Такой случай можно смело вносить в учебники по дипломатии в раздел “Позор дипломатической службы”. Подобными действиями сотрудники украинского МИДа дискредитировали не Януковича, а страну. И надо отдать должное Тейлору: насколько мне известно, он отказался принимать эту ноту.

— Несмотря на такое противодействие, визит премьера в США все-таки состоялся. А перед этим он даже успел побывать в Москве. Как бы Вы оценили эти поездки, насколько знаковыми они были?    

— Сейчас много говорят о том, что, прежде чем поехать в Вашингтон, Янукович согласовал акценты своего визита не только с Ющенко в Киеве, но и с Путиным в Москве. Не знаю, насколько обоснованны такие заключения, но даже если это и так, никакой трагедии в том не вижу. Два года назад Виктор Ющенко уже в должности президента страны тоже сначала поехал в Москву, а потом в Вашингтон.

Считаю, что обе поездки премьер-министра были, безусловно, позитивными, однако называть их знаковыми, наверное, не спешил бы. США, например, так и не продемонстрировали желание развивать торгово-экономическое сотрудничество с Украиной.

Впрочем, в последнее время американцы гораздо больше внимания уделяют политическому сотрудничеству с нашей страной, всячески поддерживая такие формирования, как ГУАМ. Наш МИД и лично Борис Тарасюк не раз заявляли о том, что сотрудничество в рамках этой организации перспективно и стратегически важно для Украины. Но как оно может быть перспективным и тем более стратегическим, если наш экспорт в страны ГУАМ составляет два процента от общего экспортного потока, а импорт — три? Где тут стратегия? Одна политика. При этом тема развития ЕЭП замалчивается. А между тем жизнь показывает: наши перспективы куда более значительные, именно в едином экономическом пространстве с Россией, Беларусью и Казахстаном.

— В продолжение темы хочу спросить: какие политические, экономические и дипломатические выгоды стоит нам ждать от чрезмерно разрекламированных  вступлений в ВТО, ЕС, НАТО?

— Тема вступления в ВТО действительно животрепещущая. Наша фракция — фракция Компартии в парламенте — ведет острые дискуссии едва ли не по каждому из законов так называемого пакета ВТО. Очень часто мы голосуем против принятия того или иного документа, но не потому, что мы против самого факта вступления Украины во Всемирную торговую организацию. Мы выступаем за всеобъемлющий анализ последствий такого шага прежде всего для отечественного товаропроизводителя. Сегодня мы располагаем официальными обращениями различных отраслевых объединений, ассоциаций с просьбой притормозить процесс по ВТО. Те же сахарозаводчики, например, опасаются разрешения ввозить в Украину сахар-сырец по нулевой импортной ставке. Это приведет к закрытию десятков заводов, к сокращению посевных земель и, в конечном счете, к безработице. А значит, и к колоссальной социальной нагрузке на бюджет. Банковский сектор тоже встревожен возможным приходом в Украину крупных иностранных банков, конкуренции с которыми многие просто не выдержат. Конечно, к оте­чественным банкам есть немало претензий, но засилье больших зарубежных финансовых структур — это уже проблема. В конечном итоге, все может обернуться так, что иностранный банковский капитал начнет диктовать финансовую политику в нашем государстве. И остается только удивляться, почему многие этого не понимают. Или делают вид, что не понимают, проникаясь общей эйфорией по поводу членства в ВТО.

Хорошо, что такой эйфории нет по отношению к НАТО. После визита Виктора Януковича в Вашингтон, где он еще раз высказал мнение о несвоевременности вхождения Украины в Альянс, эта тема несколько затихла. Однако не факт, что в следующем году о ней не заговорят с новой силой. Но присмотритесь к опыту соседей — Турции, Прибалтики! Вступление этих стран в НАТО не решило их экономических, политических и в ряде случаев межэтнических проблем. Никаких иллюзий относительно НАТО быть не может. Люди, которые насаждают в Украине идею скорейшего присоединения к Альянсу, просто отрабатывают свои, не известные обществу обязательства, откровенно обманывая простых украинцев. Сам факт вступления в НАТО или ЕС не обеспечит нам нормальный уровень жизни. Достигается он огромными усилиями собственных рук и разума. И, конечно же, не под диктовку со стороны.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.