сегодня: 25 ноября, суббота
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 182 от 12 декабря 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / НОВОСТИ ОБЩЕСТВА / Зачем народу такая реклама?

" class="picture" align="left" hspace="10" alt="Зачем народу такая реклама?">
12.12.2006 , № 182 от 12 декабря 2006 г.

Помните рекламный ролик, где девочка спрашивает маму: “Как ты познакомилась с папой?” Мама объясняет, что найти семейное счастье помогла... чашка ароматного кофе! Таких романтических рекламных роликов, воспевающих кофе, — сотни. И хоть бы один рекламодатель предупредил, что кофе противопоказано гипертоникам, язвенникам, а также женщинам после 40, склонным к остеопорозу! Тех, кому кофе пить нежелательно, в Украине миллионы. Бабушка моего друга, милая старушка с четырьмя классами образования, насмотревшись рекламы, пристрастилась к кофе, хотя сама страдала от ишемической болезни сердца. Однажды чашка кофе, выпитая в подземном переходе, стала для бабушки роковой: “скорая помощь” не спасла старушку. Сколько таких трагедий происходит из-за недобросовестной рекламы?

Но с кофе вопрос стоит не так остро: от него хоть какая-то польза. Гипотоникам и абсолютно здоровым людям напиток этот рекомендуют, а если пить кофе с молоком, то негативное воздействие кофеина на организм значительно уменьшается. Но вот какая польза рядовому украинцу от рекламы сигарет и алкогольных напитков, разрушающих здоровье? Даже если такая реклама добросовестна с точки зрения закона, по сути своей она всегда вредна, потому что пропагандирует то, от чего надо оберегать людей.

Государство получает от стоимости любой рекламы 20,5 процента, и это немалые деньги. Но кто и чем реально платит?

В Украине курит больше половины взрослого населения, и количество курильщиков постоянно растет. В то время как в развитых странах ведется активная борьба с курением и это вынуждает крупнейшие табачные компании рассматривать как основной рынок сбыта слаборазвитые страны. К числу таковых, получается, относится и наша.

Трое из четырех украинцев регулярно потребляют алкогольные напитки. А реклама между тем внушает молодежи: “Пей пиво, и все будет хорошо!” Дошло до того, что юноши и девушки пьют пиво так же легко и просто, как воду. В прежние времена девушка, пьющая пиво прямо на улице, вызывала удивление, а сейчас это норма, как, впрочем, и новорожденные дети с патологиями.

Объемы потребляемого пива в Украине множатся, пивные заводы лидируют по темпам роста производства. Например, главный пивзавод компании “Оболонь” был открыт в 1980 году, а сегодня в состав компании, кроме киевского завода, входят 3 дочерних предприятия и 5 — с корпоративными правами. То есть был один завод, а стало 9! Если б такими темпами развивались и другие отрасли нашей экономики, Украина была бы процветающей державой! Но, увы, спаивать население проще, нежели производить материальные ценности.

Последствия внедряемых в общественное сознание с помощью рекламы вредных привычек ужасны: уже сейчас во время призыва в армию здоровый парень — огромная редкость, а треть украинских рабочих не доживает до пенсии. Что же будет дальше? Получая миллионы долларов от рекламы табака и алкоголя, общество теряет в сотни раз больше! Так зачем нам реклама, которая морально и физически калечит людей?

При этом насколько лукав сам закон о рекламе! Он лишь ограничивает рекламу алкоголя и табачных изделий. Хотя, если всерьез думать о будущем страны, рекламу этих товаров стоило бы вообще запретить. Например, статья 22 Закона Украины о рекламе запрещает пропагандировать табачные изделия на радио и телевидении, первых и последних страницах газет и журналов. Но в середине газеты можно разместить красочный цветной разворот с рекламой сигарет, и не исключено, что он привлечет больше внимания читателей, чем невзрачная первая страница. Огромные красочные щиты законно рекламируют сигареты вдоль дорог, и, кто знает, возможно, эта реклама даже более эффективна, чем газетная, потому что газеты читают не все, а по дорогам ездит и ходит каждый.

Многие положения Закона о рекламе настолько туманны и расплывчаты, что выполнить их практически невозможно, даже если захотеть. В статье 7 написано, что реклама “не должна содержать информацию или изображения, которые нарушают этические, гуманистические, моральные нормы...” Но где, в каком документе, эти моральные нормы изложены? Старая мораль осуждается и высмеивается, а новая разве создана? Недавно в центре Киева, на улице Богдана Хмельницкого, напротив ЦУМА на огромном рекламном фотоплакате почти во весь рост красочно изобразили практически голую женщину, сидящую у зеркала. Для одних это — порнография, для других — смелое творческое решение. Нарушены ли в данном случае “моральные нормы” общества?

В Законе о рекламе отдельные статьи противоречат друг другу. Например, статья 8 провозглашает, что в рекламе запрещено “подавать информацию, которая вредит или может повредить здоровью или жизни людей или окружающей среде”. А разве сигареты и водка не вредят здоровью?

Но даже этот несовершенный закон далеко не все соблюдают. В статье 22 написано, что в рекламе табачных изделий и алкоголя предупреждающие надписи, такие, как “Неумеренное употребление алкоголя опасно для вашего здоровья”, должны занимать не менее 15 процентов от всей рекламы. В соответствии с законом, текст этих предупреждений нужно сделать контрастным по отношению к фону, чтобы читался легко. Но присмотритесь: щит, рекламирующий виски. Предупреждающая надпись зачастую сделана черной краской по синему фону тонким, невыразительным шрифтом. Ее не прочитаешь даже с расстояния в один метр.

А сколько мы видим рекламы пошлой, малохудожественной, безграмотной!

У тех, кто заказывает рекламу, и тех, кто ее делает, похоже, главная цель — как можно больше и быстрее заработать. Причем любой ценой. Но, если мы мечтаем о здоровом обществе и цивилизованном будущем, надо обуздать алчного монстра под названием “Коммерческая реклама”. Потому что этот хищник может сожрать наше будущее, превратив Украину в страну инвалидов, алкоголиков и прокуренных дебилов, в мировую свалку некачественных и вредных товаров. Оружием против рекламного монстра мог бы стать серьезный, глубоко продуманный, вынесенный на всенародное обсуждение новый закон о рекламе, потому что старый слаб и ненадежен, словно картонный меч, которым размахивают разве что в цирке.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.