сегодня: 25 сентября, понедельник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 32 от 02 марта 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ ЖИЗНИ / «В ДАВНИЕ ВРЕМЕНА ЧАЩЕ ВСЕГО СУДИЛИ ЗА ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ»

02.03.2006 , № 32 от 02 марта 2006 г.
— Еще в 1998 году я натолкнулся на интервью Марины Беляковой, — рассказывает Николай Сулима, — в котором она говорит, что грехи с течением времени мало изменились, "правда, древний епитимийник мне хочется спрятать подальше от студентов, там такое разно-образие грехов, даже птицеложество...".

Именно тогда я впервые обратил внимание на термин "епитимья" и заинтересовался им. Епитимья — это церковное наказание за грехи в виде приказа выполнить определенное количество молитв, поклонов, пребывание в монастыре или паломничество. Это наказание налагал церковный или консисторский суд.

Консисторский суд должен был рассматривать дела о двоемужестве или двоеженстве, о побеге женщины из дома, о четвертом браке, о прелюбодеянии, об убийстве, о внебрачных детях, о детоубийстве, об изнасиловании, о кровосмешении — инцесте, о половых извращениях и тому подобное.

— Какие грехи были самыми распространенными? Какой грех в давние времена считался самым чудовищным?

— Самый страшный грех — это был грех против Бога, и против Духа Святого. Церковь называет такой грех "непрощеным", и его искупить невозможно.  Но самый страшный грех трудно определить. Все грехи одинаково противоречат человеческой морали.

На первом месте среди почти 800 судебных дел — прелюбодеяние. Но в целом все преступления связаны с нарушением 10 заповедей: не убей, не укради, не пожелай жены ближнего, не свидетельствуй неправдиво на ближнего своего и тому подобное. Когда я держал в руках реальные судебные дела, меня мучали укоры совести, не будет ли мое вмешательство и огласка обидой для потомков этих людей. Но кости этих грешников уже 200
лет как истлели, и я  таки решил, что имею моральное право исследовать эту тему.

Очень сурово карался и такой грех, как  двоеженство. В 1764 году Переяславско-бориспольская духовная консистория рассматривала, по моему мнению, уникальное дело "О разрешении жителю слободы Калужины, Каменской наместнии Михаилу Пилипченко возвратиться к первой жене, пришедшей из татарского плена". Первая жена Михаила попала в татарский плен. Пока она там находилась, Михаил успел жениться на Матроне, нажить с ней двоих детей (на время рассмотрения дела сыну исполнилось 30, а дочери 20 лет!).

Матрона умерла, а Христина вернулась из плена. Консистория благословила этот странный брак.

 Зачастую случалась и другая ситуация, когда мужчина шел в войско на Сечь или в военные походы и не возвращался к семье долгие годы. Женщина, измучившись одна, выходила замуж во второй раз. По закону женщину возвращали первому мужу даже с детьми, родившимися во втором браке!

— Еще в давние времена бывали случаи, когда женщина пыталась убить внебрачного ребенка. Как карали детоубийц?

— Детоубийство каралось еще со времен Киевской Руси.  Существует одна волынская икона, на которой были изображены различные грехи. На ней видим женщину, которая отдает дьяволу своего младенца, и надпись: "Та, что дети тратила".

Попадали под епитимью женщины, которые неумышленно душили детей,  с помощью зелья прерывали беременность (3 года поста), что "проказили (повредили) отрока в себе" (таких в течение 5 лет держали на хлебе и воде).

В XVII веке детоубийц закапывали живьем и пробивали могилу колом, но если женщина могла доказать, что смерть младенца наступила по естественным причинам, то ее карали только за прелюбодеяние:  стригли волосы, отрезали полы одежды (это был немалый стыд, потому что в те времена носили только длинную одежду), привязывали к позорному столбу, выгоняли из села.

В апреле 1704 года судили какую-то Пелагею из-под Ковеля, которая "налегла" на своего младенца и задушила его: женщину отстегали метлами и выгнали из города.

Варьку Дмитриху из с. Клевецкое, что под Ковелем, за детоубийство закопали в землю и пробили колом. Андрея Морзюка за прелюбодеяние с Варькой отстегали публично кнутами и заставили просить за грех прощение у громады.

В ХVIII веке церковные суды выносят  более гуманные приговоры: женщинам позволяется замаливать свои грехи в церкви, монастыре (в случае,если докажут естественную смерть ребенка).

О том, насколько распространенным было детоубийство, свидетельствует огромное количество народных песен об этом преступлении. Поражает география этого явления: "Что и в селе да и в тех Песках", "Ой, в огороде да и Одессе", "В Киеве...", "В Стеблеве стала новость..." Она свидетельствует о его распространении.

— А как в давние времена относились к внебрачным сексуальным отношениям?
— Этот грех назывался прелюбодеянием. Чаще всего случаи прелюбодеяния  случались между военными и вдовами: в Украине существовали полки, состояли они из бездомной и бессемейной голытьбы (их называли "охотницкими" или "компонейскими"); вояки охотно подбивали на незаконное сожительство вдов, которые не теряли  надежды создать семью.

Часто действующим лицом сюжетов прелюбодеяний была трактирщица, покинутая женщина, обесчещенная вдова, покритка, то есть женщины отчаянные и легкомысленные.

Весной 1694 года в с. Иванчицах вблизи Полтавы были пойманы на горячем Василий Кибаленко и казачка-вдова Педора — их наказали, привязав к позорному столбу.

— Как трансформировалось понятие греховного? В древности, например,  были запрещены браки между кумовьями (духовными родственниками), между кумовьями и их крестниками. Почему теперь не так?

 — Хотя  и считается, что у нас люди становятся более религиозными, но они в настоящий момент не совсем правильно понимают значение крестных родителей. Это не простая формальность, как кое-кто думает, это ответственность на целую жизнь. В давние времена, когда родные родители умирали, заботы о крестнике брали на себя крестные родители. Таким образом ребенок становился кровной родней. Поэтому  половые отношения и брак между кумовьями и крестниками сурово  осуждался церковью.

— Будете ли Вы продолжать работу над темой Вашей книги в дальнейшем?
— Как Бог даст. Об истории нравственности можно говорить очень много, да и материала для последующих исследований огромное количество!

Интервью взяла
Юлия СОКОЛЮК.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.