сегодня: 19 ноября, воскресенье
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 180 от 07 декабря 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / ДИСКУССИЯ / Пир во время чумы

Пир во время чумы
07.12.2006 , № 180 от 07 декабря 2006 г.

Обывателю, или, как это сейчас называется, среднестатистическому гражданину, довольно сложно принять без чтения, на веру некоторые разделы теперь уже скандального отчета КРУ Украины на заседании Кабинета министров. Гражданин довольно ясно представляет себе понятие “коррупция”, связанное с милицией, прокуратурой, властным чиновничеством — у него тут связь почти кровная, через карман. Куда сложнее гражданину понять хотя бы примитивный механизм коррупции в министерствах. Нет, конечно, выписка огромных премий себе, любимым, или спасение музейной крыши от прожорливых жучков стоимостью в полмиллиона гривень, понятна, потому что представляет собой прозрачное воровство самого наивного характера. Но на Министерстве здравоохранения воображение гражданина обычно спотыкается. Поскольку в его суждениях обязательна логика посетителя наших поликлиник и нашего современника, то он приходит к простому вопросу: что же там воровать, кроме спирта? Вот что значит неспециалист!

Отчет КРУ отмечает главные нарушения, которые, казалось бы, особых коррупционных признаков и не имеют. Обратите внимание на видимую глазом деятельность — организация централизованных закупок медицинских препаратов, средств медицинского назначения и медицинского оборудования. Причем, самое парадоксальное, закупается не меньше необходимого, а больше. При закупке медпрепаратов и изделий по программам иммунопрофилактики, лечения сахарного диабета, туберкулеза, СПИДа и онкологических заболеваний было закуплено иммунобиологических препаратов на 195 миллионов гривень. Опытные ревизоры смотрят на это простое действо под другим углом зрения: у кого покупали, где, за сколько и каковы результаты. И получают ответы: программа трат бюджетных денег происходит кулуарно, без обсуждения и четкой адресации. Вот яркий пример — бюджетная программа по инсулину. Стоимость программы — 560 миллионов гривень. И опять все деньги на закупку. На складах годовой запас инсулина. С коротким сроком хранения. За период финансирования заболеваемость увеличивается в 1,4 раза, инвалидность — в 1,1 раза. А как понимать накопление медицинских препаратов на сумму около 320 миллионов гривень, при том что запасы некоторых препаратов отвечают 20-летним объемам их использования. В чем тут подвох с финансовой точки зрения? Если закупается препаратов и лекарств больше, чем нужно, значит, это кому-то нужно. Причем это “нужно” должно выражаться в доходах фирм-производителей и, предположим, в “откатах” от этих фирм министерским функционерам. То есть приходим к простому выводу: средства Госбюджета Украины сводились лишь к закупке дорогостоящего оборудование и изделий медицинского назначения, которые долгое время не применяются в медицинской практике. Либо другой вариант: медицинское оборудование закуплено, но два года не используется из-за некомплектности поставок и отсутствия специальных помещений. На официальном языке это называется “неэффективное использование средств государственного бюджета”, а на понятном — разгильдяйство и безответственность на сотни миллионов гривень. Хорошо бы безответственность чистой воды, но за видимым разгильдяйством обычно скрывается хорошо рассчитанная корысть. Если у фирмы-производителя мотивы лежат на поверхности — продать дорогостоящее оборудование, то у покупающей стороны должен быть столь же прозрачный мотив — купить, чтобы оно работало. Если оно не установлено и не работает, значит, и мотив другой. Из области юриспруденции.

Еще один вариант — медицинское оборудование, которое закуплено для региональных учреждений здравоохранения и переоснащения лечебных учреждений, передано другим ведомствам и заведениям высшего образования, в то время как материально-технического оснащения требуют 49,8 процента сельских амбулаторий и 96,7 процента фельдшерско-акушерских пунктов.

Увидеть приоритеты Министерства здравоохранения несложно. Они направлены не на реализацию лечебных программ, а на закупку дорогого оборудования у определенного круга поставщиков. И тут возникает главный, ключевой вопрос: на каком фоне все это происходит?! На фоне отсутствия страховой медицины западного образца и разрушенной системы общественного здравоохранения советского образца. На фоне распространения СПИДа и туберкулеза по Украине, очень похожего на скрытую эпидемию. Может, уже не приоритеты надо менять, а министерство полностью?

Комментарий специалиста

Весьма критическое отношение украинских граждан к деятельности отечественного Минздрава стало привычным. К сожалению, столь же привычным (а потому и мало замечаемым) стало аргументированное правдолюбие КРУ, сообщающего нам с вами (а не прокуратуре) конкретные цифры финансовых нарушений в том же Минздраве.

Две Украины — одна наша, людей, передвигающихся в метро, трамваях и автобусах; другая — пассажиров чартерных рейсов и клиентов частных западных медицинских клиник.

Я не специалист по цифрам. Мне трудно комментировать информацию, идущую из КРУ. Я хочу прокомментировать совсем иное.

В Министерстве здравоохранения работают разные люди. Значительная часть из них, в том числе и в руководстве, вполне квалифицированные и честные профессионалы. Их трагедия состоит в том, что им по-прежнему не поставлена адекватная задача. Их время и усилия уходят на сопровождение системы, не соответствующей экономическим, правовым и социальным реалиям страны.

Кто виноват? Точно знаю — не господин Янукович. Не он снял с должности министра Полищука, жестко ориентированного на реформу. Не он держит в должности министра Поляченко. И мне не важно знать, кто, господин Ющенко, господин Рыбачук или Балога являются отцами этой опасной для страны стагнации. Не он, Янукович, составил Президентский Совет по здравоохранению в основном из одиозных чиновников, забыв туда ввести хотя бы одного экономиста!

Такова правда. Объективная правда. Печально, когда степень открытости силовых структур превышает таковую в Министерстве здравоохранения и офисе Уполномоченного по правам человека. Это уже не сенсация. Это безумие. И благодатная почва для ничем не ограниченной коррупции.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.