сегодня: 26 сентября, вторник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 167 от 15 ноября 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ ВЛАСТИ / Страсти вокруг Закона о власти

Страсти вокруг Закона о власти
15.11.2006 , № 167 от 15 ноября 2006 г.

Завтра Верховная Рада готовится рассмотреть законопроект о Кабинете министров. Точнее, два: один, подготовленный Кабмином, другой, представленный секретариатом президента. Наших же читателей, вероятно, интересует вопрос, почему так велик накал страстей вокруг этих, на первый взгляд, казалось бы, рутинных положений — кто и за что должен отвечать в государстве. Но, оказывается, не все так просто. И это наглядно видно из комментария, который дал “Рабочей газете” председатель фракции коммунистов в ВР, лидер Компартии Украины
Петр Симоненко.   

— Среди важнейших законов, которые призваны  закрепить и развить политическую и конституционную реформы, инициированных Коммунистической партией еще в 1999 году, важное место отводится Закону о Кабинете министров. К сожалению, принятые в рамках политической реформы в 2004 году изменения и дополнения в Конституцию, оказались существенно урезанными по сравнению с теми, которые предлагала фракция КПУ. И это неудивительно, поскольку созданная за годы независимой Украины система государственной власти и управления ориентирована не на удовлетворение потребностей и повышение благосостояния простых людей, зарабатывающих на жизнь честным трудом, а служит интересам крупного капитала и коррумпированного чиновничества.

Тем не менее через политреформу, даже в ее усеченном виде — в виде парламентско-президентской республики, — усилиями коммунистов удалось существенно ограничить власть президента, перераспределить полномочия между ним, Верховной Радой и Кабинетом министров  в пользу законодательной и исполнительной ветвей власти, создать предпосылки для ликвидации поста президента. Очертить функции, полномочия и ответственность исполнительной власти перед народом как раз и должен закон о Кабмине.

В то же время необходимо за­метить, что и предложенный правительственный вариант проекта закона требует существенной доработки. А поэтому Компартия, как инициатор и участник Антикризисной коалиции, будет настаивать, чтобы наши замечания и предложения были учтены. Наши дополнения и изменения направлены, в первую очередь, на развитие функций Кабинета министров как государственного института, осуществляющего стратегическое социально-экономическое планирование. Мы уверены, что именно эти функции, а не желания различных политико-хозяйственных группировок  ухватиться за тот или иной рычаг власти, должны определять структуру и полномочия Кабмина.

Что же касается альтернативного законопроекта, разработанного в секретариате президента, то он направлен на то, чтобы ограничить конституционные права исполнительной власти — Кабмина, сохранить президентскую вертикаль и функции госадминистраций, то есть не допустить развития местного самоуправления. Одним словом, цель этого зконопроекта — ликвидировать политреформу и вернуться к системе государственного управления, возлелеянной Куч­мой.

Ярким свидетельством, подтверждающим правоту выводов коммунистов о стремлении президента, его окружения свернуть политическую реформу, является законодательная инициатива, предусматривающая одобрение программы деятельности Кабмина законом. На первый взгляд, казалось, а почему бы и нет? На самом же деле, в этом случае правительство полностью попадает в зависимость от воли тех, кто контролирует принятие президентских решений. А значит, президент может наложить вето на уже принятый парламентом закон и на неопределенный срок заблокировать деятельность Кабинета министров. Но этим самым будет заблокирована и реализация решений парламентской коалиции, которая в соответствии с Конституцией формирует правительство.

Особенно настораживает тот  факт, что вариант законопроекта, представленного с Банковой, предусматривает прекращение полномочий правительства в случае отставки более чем одной трети его членов. Но такая норма прямо противоречит Конституции, определяющей исчерпывающий перечень возможных причин отставки. Такой нормы в Основном законе страны нет. Коммунисты полностью осознают опасность подобного подхода. Данная опасность усугубляется формированием на базе секретариата президента “параллельного правительства”. Вот и получается: Кучма ушел, оставив стране в наследство “оранжевый кучмизм”.

Думаю, теперь понятно, почему мы настаивали на отставке министров-“нашеукраинцев”. Ведь главная роль, которая отведена “Нашей Украине”, — это дестабилизация политической обстановки в стране, уничтожение хрупких достижений политреформы, сохранение президентской диктатуры. А министры-нашеукраинцы, ставленники пропрезидентских сил, с первых дней работы в правительстве выступали в качестве “троянских коней”.

Компартия категорически про­тив разработанного на Банковой варианта как такого, который угрожает национальной безопасности Украины, несет прямую угрозу правам и свободам наших граждан.

Мы рассматриваем Кабинет министров как высший исполнительный орган власти с широкими управленческо-хозяйственными функциями, задачей которого является развитие страны, рост материального благосостояния, экономический, культурный и духовный подъем народа.

Когда материал уже был подготовлен к печати, в Киеве на заседании  “круглого стола” “Поиск роли и места правительства в контексте новой модели политического устройства” руководитель рабочей группы по доработке законопроектов о Кабинете министров первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления Анатолий Матвиенко заявил, что законопроекты о Кабинете министров не готовы для рассмотрения даже в первом чтении. “С такой поспешностью мы шагаем к очередному вето президента”, — предостерег он.

В то же время уже известно, что именно с мнением лидера коммунистов Петра Симоненко согласились многие политики.

Коллизия заключается в том, что ”схватка“ по принципиально острому вопросу разграничения полномочий между ветвями власти может оказаться чрезмерно жаркой.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.