сегодня: 20 января, суббота
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 30 от 28 февраля 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Январь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

  Главная / НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ / «КОНТРАБАНДА — PLEASE»

28.02.2006 , № 30 от 28 февраля 2006 г.
В феврале украинское общество сможет отметить годовщину программы «Контрабанда – STOP» – первенца из серии торговых кампаний правительства Ю.Тимошенко, давших повод назвать последнее «правительством импортеров».

Несмотря на внешнюю пуб­личность и даже «театральность» этой кампании, многое в ее замысле было и осталось непонятным. Последствия реализации программы оказались для украинской экономики совершенно иными, чем декларировалось. Возникает вопрос: была эта кампания неудачной и скороспелой импровизацией правительства Ю.Тимошенко или заранее намеченной акцией?

Для ответа на него надо выяснить ряд других неясных моментов. Прежде всего, против чего конкретно программа была нацелена? Ведь контрабанда наркотиков и контрабанда куриного мяса или сахара – это разные вещи, требующие специальных методов противодействия. Дальше. Против нелегального импорта из каких стран выступало правительство? Против контрабанды текстильных изделий из Китая и Турции, сахара и куриного мяса из Бразилии и США, свинины и говядины из Польши, обуви из Италии, бытовой техники из стран Евросоюза, вин из Молдовы и т.д.? Ответить на вопрос о происхождении, маршрутах контрабанды таможенникам крайне сложно. Ведь очень часто товар поступает в Украину не от производителя, а от посредника из оффшорных зон.

Несмотря на декларативность программы, ее поддерживало подавляющее большинство населения. Ведь люди на себе почувствовали, что импорт способствует безработице. По некоторым оценкам, одно рабочее место, созданное торговлей легальным импортным товаром, ликвидирует 4-5 рабочих мест в национальной промышленности и сельском хозяйстве. В отношении дешевого контрабандного товара эффект может быть еще более сильным.

Уже первые дни реализации программы показали, что все эти вопросы ее разработчиков не очень интересуют. Вместо борьбы с контрабандой (и защиты, таким образом, рынка от чрезмерного наплыва импорта) программа оказалась сориентирована на ее легализацию. Искусственно созданные на контрольно-пропускных пунктах громадные очереди и поднятый вокруг этого ажиотаж стали предлогом для ухода от совершенствования работы таможни к снижению уровня таможенных тарифов.

Сегодня можно сказать, что «Контрабанда – STOP» отлично вписывается в общую внешнеторговую политику стран Евросоюза по отношению к Украине. Сопоставим экспорт и импорт Украины и европейских стран по данным Евростата, с одной стороны, и статистики Украины, с другой.

В 1996 г. экспорт из Украины в Европу по данным Евростата был на 15,6 % больше, чем по украинским данным. То есть четверть миллиарда долларов украинского экспорта ушла нелегально. Что это могло быть – древесина, сырые кожи, спирт, семена подсолнечника, лом черных металлов, металлы из стратегических ресурсов предприятий и т.д., – остается только гадать. Скорее всего, все вместе взятое, причем, как правило, за бесценок. В 1999 г. разница в данных двух сторон уменьшилась до 90 млн долл. США.

С началом экономического возрождения в Украине эти цифры вновь начинают увеличиваться. В 2002 г. нелегальный экспорт составил уже 410 млн Обратим внимание, что украинские экспортеры не задекларировали эту часть экспорта, а поэтому не могли претендовать на возмещение НДС. То есть статистика экспорта Украины могла бы быть скорректирована не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения.

Возьмем вторую составляющую контрабанды: показатели импорта Украины из стран Евросоюза и экспорта этих стран в Украину. И здесь украинская статистика отражает ввоз продукции в значительно меньших объемах. Внимание привлекает неуклонный рост процента контрабанды в общем объеме импорта: с 15,8 % в 1999 году до 28,5 % в 2002.

Не в этом ли кроются причины столь странного поведения разработчиков программы «Контрабанда – STOP»? Не поэтому ли спешно были разработаны предложения по снижению уровня таможенных тарифов, которые Верховная Рада после непродолжительного сопротивления, в основном, приняла? Именно миллиардные объемы нелегального импорта в Украину из стран Евросоюза стали основным поводом для импортеров потребовать от властей легализации этого импорта. Способствовало этому и предстоящее вступление Украины в ВТО, которое требовало бы соблюдения легальных процедур пересечения границ. В общем, то, что раньше было контрабандой, теперь стало законным импортом. И существу программы, на наш взгляд, отвечало бы название не «Контрабанда – STOP», а «Контрабанда – PLEASE».

Программа «Контрабанда – STOP» запустила механизм разбалансировки и без того неустойчивой внешней торговли Украины. Уже осенью минувшего года эта кампания стала одной из причин возникновения дефицита внешнеторгового баланса. Импорт в целом за год возрос в 5,4 раза быстрее экспорта. Среди лидеров роста закономерно оказались импорт готовой пищевой продукции, текстиля и изделий из него, а импорт обуви и головных уборов вообще вырос в 6,4 раза!

Сократились ли при этом размеры контрабанды? Сделать окончательные выводы трудно. Работники таможенных служб, как правило, уходят от прямого ответа на данный вопрос. Но, просматривая материалы областных газет, можно по-прежнему сплошь и рядом встретить сообщения о поимке контрабандных грузов типа  польского «мясного» фарша без мяса…

Станислав Романенко,
канд. экон. наук,
Центр антикризисных исследований.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.