сегодня: 24 сентября, воскресенье
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 144 от 05 октября 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ / Нашей зарплате захотелось в Европу

05.10.2006 , № 144 от 05 октября 2006 г.

Уже 15 лет мы говорим о приближении украинских социальных стандартов к уровню тех, которые давно внедрены в цивилизованных странах. Но воз и ныне там. Речь идет, в первую очередь, о минимальных пенсиях и зарплатах, социальной помощи и выплатах наименее защищенным слоям населения. Правда, во вторник наша Верховная Рада наконец-то попыталась сломить эту порочную практику. В первом чтении народные избранники проголосовали за проект Закона Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно установления минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц”. Показательно, что не поддержали его только регионалы.

Авторы документа нардепы Николай Рудьковский и Иван Бондарчук исходили из того, что социальные гарантии в Европейском Союзе — это удельный вес оплаты труда в ВВП на уровне 55—65 процентов, соотношение минимальной заработной платы к средней заработной плате не ниже 55 процентов, а также рост минимальной заработной платы против прожиточного минимума для трудоспособного лица в 3 раза, средней заработной платы, соответственно, в 5-6 раз, средней пенсии к прожиточному минимуму на человека, утратившего трудоспособность, около 4 раз.

А что же имеют украинцы? К величайшему сожалению, у нас оплата труда ниже, чем в США в 12 раз, во Франции — 9, в Великобритании и Германии — 8 раз. И корень зла, в первую очередь, в том, что сверхнизкий уровень защищенности большинства трудового люда Украины обусловлен малыми минимальными социальными гарантиями, где первую скрипку играет уровень минимальной заработной платы. Хотя справедливости ради должны признать, что минимальная пенсия по возрасту сегодня уже отвечает прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц, зато минимальный размер зарплаты еще существенно отстает от прожиточного минимума для трудоспособных лиц. В прошлом году мы имели настоящий экономический парадокс: минимальная пенсия превышала минимальную заработную плату, что негативно отразилось на макроэкономическом положении и не стимулировало население к труду.

Теперь новый законопроект предлагает перейти от установления минимальной заработной платы, исходя из стоимостной величины минимального потребительского бюджета, общего уровня средней заработной платы, производительности труда, уровня занятости и других экономических условий, к стоимости обеспечения нормального функционирования организма трудоспособного человека, сохранения здоровья, набора продуктов питания, минимального набора непродовольственных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первейших потребностей человека. Вместе с этим снижение минимальной заработной платы при снижении размера прожиточного минимума не предусматривается.

Но не станет ли данный закон мертворожденным ребенком и не спровоцирует ли очередное вето? Ведь реализация такого важного документа потребует из государственного и местных бюджетов дополнительных расходов. А они немалые — почти 500 млн грн в месяц.

Именно поэтому следует ожидать, что вступление закона в силу отсрочат, чтобы после его опубликования пройти все стадии бюджетного процесса, согласно установленной Бюджетным кодексом Украины процедуре. Наиболее приемлемой датой “крестные отцы” закона считают 1 июня, когда планируют провести в Верховной Раде Украины парламентские слушания по вопросам бюджетной политики на следующий бюджетный период.

Поэтому перспективы наполнить свои кошельки у нас еще довольно призрачны. Настораживают и некоторые невеселые оценки специалистов. Первый заместитель руководителя Главного научно-экспертного управления аппарата Верховной Рады Людмила Задорожняя предостерегает, что повышение уровня минимальной заработной платы к уровню прожиточного минимума должно учитывать прежде всего финансовые возможности бюджетов всех уровней и предприятий. Кроме того, есть риск новой волны инфляционных процессов, увеличения безработицы, банкротства предприятий, что может иметь обратный социальный эффект.

Поэтому, как ни крути, а тешить себя мыслью о будущих доходах рядовому украинцу преждевременно. Даже при условии окончательного принятия закона Верховной Радой. Уже в который раз остается в душе горькое разочарование. Когда богатые богатеют, почему-то там, в верхах, об ограниченных возможностях бюджета все молчат. Когда же речь заходит о нескольких дополнительных гривнях для человека труда, сразу разводят руками: “А где взять деньги?”

Справка «РГ»

Напомним, что с 1 октября в Украине прожиточный минимум составляет 472 гривни, для детей до 6 лет — 418 гривень, а от 6 до 18 лет — 536 гривень, для трудоспособных лиц — 505 гривень и для лиц, утративших трудоспособность, — 366 гривень.

Что же касается размера минимальной зарплаты на это время, то он составляет 375 гривень, а с 1 декабря вырастет до 400 гривень.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.