сегодня: 24 сентября, воскресенье
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 138 от 26 сентября 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ ВЛАСТИ / Начало государственного переворота или просто контрассигнация

26.09.2006 , № 138 от 26 сентября 2006 г.

Много шума вызвало на минувшей неделе сообщение о том, что Кабинет министров Украины вернул в секретариат президента пачку указов, не скрепив их подписью премьер–министра.
С Банковой тут же обрушились обвинения в адрес главы правительства
в превышении своих полномочий, в узурпации полномочий президента
и даже чуть ли не в попытке государственного переворота.

«Это уже просто вакханалия», — так прокомментировал это событие народный депутат Украины, представитель президента в Верховной Раде Украины Юрий Ключковский. По его словам,
премьер-министр был обязан завизировать президентские указы.

Президент

Резко отреагировал на ситуацию в отношении возврата президентских указов Кабмином Виктор Ющенко. В интервью журналистам в Николаевской области после окончания оперативно-тактических учений “Чис­тое небо-2006” он, в частности, заявил, что указы главы государства вступают в силу после их подписания и обнародования, и считает бесперспективной дискуссию, возникшую между ветвями власти относительно практики контрассигнации указов Президента Украины.

“Мы исходим из того, что все указы, подписанные президентом, вступают в силу с момента подписания, опубликования”, — сказал Виктор Ющенко. Он подчеркнул, что все другие моменты, “в том числе в случаях, предусмотренных Конституцией, — скрепление подписью премьер-министра — это вопросы, которые относятся к урегулированию на уровне клерков, которые эту процедуру формируют, определяют”. “Это ни в коем случае не говорит о том, что указ, подписанный в рамках конституционных полномочий президента, не является действительным без контрассигнации премьер-министра”, — добавил глава государства.

 Для прояснения ситуации

В начале скажем, о каких указах идет речь. Эти семь указов были подписаны президентом в августе-сентябре 2006-го и направлены секретариатом президента в секретариат Кабмина. Данные указы касались в частности, освобождения В.Макухи от должности Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в Японии, назначения А.Олийныка Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Республике Сербия, назначения И.Осташа Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Канаде, внесения изменений в Сеть и количественный состав судей апелляционных судов, внесения изменений в Сеть и количественный состав судей местных судов,  ликвидации военного местного суда и внесения изменений в Указ Президента Украины от
30 августа 2001 года № 769 и др.

Заметим, аналогичные документы во время президентства Леонида Кучмы ни на Банковой, ни на Грушевского, как правило, особых недоразумений ни у кого не вызывали. Их обычно тихо визировали и выполняли. А тут, к удивлению обитателей президентского дворца на Банковой, указы были возвращены в президентскую канцелярию из Дома правительства без подписи Виктора Януковича.

Почему так произошло? Да потому, дают понять в Кабмине, что в ином правовом поле нынче действуют и парламент, и правительство, и президент и что политическая реформа в том числе имеет целью разграничить полномочия всех ветвей власти.

То есть не обязано руководство Кабмина, как раньше, “не глядя, подмахивать” все документы, что поступают с Банковой. Как сообщили в секретариате правительства, в данном случае к тому же президентские указы были не надлежащим образом оформленны, что и подчеркивается в сопроводительном письме к возвращенным президентским актам. Говорится также о том, что официальному обнародованию указов главы государства должна была предшествовать процедура их контр­ассигнации.

Наша справка

Контрассигнация — скрепление актов главы государства подписями премьер-министра, а также министра, ответственного за указ и его выполнение, которое предшествует официальному обнародованию документа. Контрассигнация означает взятие премьер-министром юридической и политической ответственности за данный акт.

Комментируют
не клерки

А вот указы, о которых мы так подробно рассказали, были возвращены в президентскую канцелярию именно из-за нарушения конституционной процедуры их обнародования. Между прочим, так считает не рядовой клерк Кабмина, а экс-министр юстиции, ныне первый заместитель министра Кабинета Министров Украины — руководитель правового управления Кабмина Александр Лавринович. В соответствии с законодательством, президентские указы не могут вступить в силу без выполнения процедуры контрассигнации. Данное требование, по его словам, заложено в части четвертой ст.106 Конституции Украины и является устоявшейся мировой практикой.

Лавринович также сообщил, что Кабинету министров не было подано секретариатом президента сопроводительной информации, в частности, относительно финансово-экономического обоснования указов, разработчиков настоящих документов и тому подобное, как это определено Указом Президента Украины от 20 августа в 1993 г. “О порядке подготовки и внесения актов президента Украины”.

А так как упомянутые указы поступили на скрепление подписью премьер-министра официально обнародованными, то это нивелирует процедуру их контрассигнации, заключает экс-министр юстиции.

А вот что думает по этому поводу Ю.Ключковский. “Институт контрассигнации указов президента совсем не означает, что полномочия главы государства переходят от президента к премьер-министру, — говорит он. — Премьер обязан завизировать президентские указы, тем самым подтверждая, что он знает об этих указах и принимает их к исполнению. Другого толкования контрассигнации нет”.

А если же премьер не подписал указы главы государства, то это, по мнению Ключковского, “является вопиющим нарушением Конституции, которое не вписывается ни в какие рамки... Мне даже трудно комментировать эту ситуацию, потому что это все уже начинает “попахивать” государственным переворотом”, заявил он. По его словам, секретариат главы государства должен отреагировать на это обращением в Конституционный Суд. “Я считаю, что эти указы действуют, несмотря на все прихоти премьер-министра и его службы”, — заявил Ключковский.

Но как было отмечено выше, другие толкования, чем у Ключковского, имеются. Так, вице-премьер-министр Украины Дмит­рий Табачник напоминает оппонентам, что уже более двух веков в юридической практике европейских государств действует норма, которая имеет название “контрассигнация”. И что контрассигнация актов президента заложена и в Конституции Украины. По его словам, на заседаниях правительства неоднократно затрагивались вопросы о реализации в деятельности Кабмина части 4-й статьи 106 Конституции Украины — скрепление подписями премьер-министра Украины и министра Украины, ответственного за выполнение актов президента Украины.

Нужен закон
о Кабмине

Ситуация с отклонением секретариатом Кабмина семи президентских указов не является сенсацией, а лишь рядовым моментом притирки отношений при перераспределении полномочий между ветвями власти. Такое мнение высказал в Москве, отвечая на вопросы журналистов, премьер-министр Украины Виктор Янукович.

В то же время, по мнению экспертов, исключить подобные противоречия, задействовать механизм взаимодействия между различными ветвями власти, разграничить их полномочия позволит принятие Закона о Кабинете министров. Однако, по словам Дмитрия Табачника, сегодня работа над проектом этого закона чрезвычайно заполитизирована. В связи с этим он обратился ко всем членам рабочей группы, которая готовит данный законопроект, быть чрезвычайно сдержанными в политических комментариях и подчеркнул, что “возведения стены в работе между президентом и правительством в проекте закона не будет”.

Д.Табачник выразил убеждение, что совместно с Минюстом, юрдепартаментом секретариата Кабмина и представителями секретариата президента законопроект будет доработан, и, возможно, уже на этой неделе правительство его одобрит. В случае, если какие-то позиции останутся несогласованными, то по каждой из них будет принято отдельное решение. При этом он подчеркнул, что проект закона о Кабмине полностью отвечает новой редакции Конституции Украины. 

Наша справка

Проект закона о Кабинете Министров уже дважды обсуждался на расширенных заседаниях Кабинета министров: 30 августа и 6 сентября. В частности, 6 сентября  в обсуждении участвовали представители всех депутатских фракций, представленных в составе Верховной Рады Украины. В ходе обсуждения из текста проекта закона были изъяты все нормы о введении института государственных секретарей. Практически все члены правительства выступили против введения института госсекретарей.

Минюст не молчит

Конституция Украины не предоставляет ни одному должностному лицу права возвращать указы президента, считают в Минюсте, возглавляемом Романом Зварычем. В то же время здесь признают, что с изменением формы правления на парламентско-президентскую этот вопрос стал актуальным, что не могло остаться вне внимания Минюста. Именно поэтому законопроектом  “О Кабинете министров Украины” предлагается подробно определить процедуру связывания актов президента подписями премьер-министра и министра, ответственного за акт и его исполнение, посвятив этому вопросу отдельную статью, говорится в заявлении Минюста.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.