сегодня: 25 апреля, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 99 от 04 июня 2011 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Апрель 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

  Главная / НОВОСТИ ЖИЗНИ / Шапокляк – вовсе не зловредная старушка

04.06.2011 , № 99 от 04 июня 2011 г.

Неизвестное об известном

Кепки, шапки, бейсболки, фетровые шляпы и панамы уже давно стали неотъемлемой и привычной частью нашей жизни. И многие думают, что тут вряд ли можно чем-то удивить. А напрасно. Если бы шляпа умела говорить, она рассказала бы о себе немало интересного…

Его носил только фараон


Знаете ли вы, что головной убор был когда-то символом могущества и власти? В Древнем Египте его мог носить только фараон. Это был большой «платок» из полосатой ткани, на который надевалась корона. Все остальные, кроме рабов, «утепляли» голову париками из растительных волокон. Чем знатней был человек, тем больший носил он парик и тем пышней были локоны этой «шапки».

В Древней Греции все — и мужчины, и женщины – всегда ходили с непокрытой головой. И лишь во время путешествий надевали круглую фетровую шляпу с полями. А вот в Средневековье все носили накидки и плащи с «пришитыми шляпами» — капюшонами. Капюшоны имели самые разнообразные формы. Иной раз их конец был таким длинным, что свисал ниже пояса. И тогда его использовали в качестве…кармана.

В Средние же века появились и головные уборы, похожие на то, что носим сегодня мы с вами. Их декорировали пучками перьев, мехом, лентами и драгоценностями, и потому служили те «шляпки» не столько для удобства и комфорта, сколько для демонстрации роскоши. Дамы, да и некоторые мужчины, носили странные конусообразные уборы – генины. Каркас для них делали из твердой бумаги или накрахмаленного полотна и обтягивали шелком. Эти «шляпы» имели немалую высоту, а принцессам, например, полагалось носить метровый генин. В ту эпоху даже головы еретиков, приговоренных к сожжению, венчали колпаком с острым верхом из картона, на котором рисовали языки пламени и чертей.

Цилиндр, превращавшийся в «блин»

Ближе к нашему времени популярными становились то античные повязки, то чепцы с оборками, то шлемы с козырьком, то тюрбаны, то снова пышные «сооружения» с павлиньими и страусиными перьями. В начале XVIII века поля шляп в Европе стали пригибать. Появилась треуголка. А в Англии появился цилиндр — высокая шляпа с небольшими полями.

Многие, конечно, видели мультфильм о Чебурашке, крокодиле Гене и зловредной старушке Шапокляк. Так вот, на самом деле шапокляк – это не экстравагантная старушонка, а особый цилиндр, название которого стало именем героини популярного советского мультика. Особенностью шапокляка, появившегося в 1830-е годы в Париже, был специальный механизм, с помощью которого шляпа легко «превращалась в блин» и пряталась под мышку. Ее можно было запросто положить на пол или стул. И до самого начала Первой мировой войны, до лета 1914 года, складные цилиндры были неотъ­емлемой частью мужского бального костюма.

Тайны шапки Мономаха

А теперь о славянах. Издревле в наших краях все сословия носили шапки. У крестьян они имели высокую тулью, сужающуюся кверху, и были скатаны из войлока. Низкие шапки с круглым меховым околышем и бархатной тульей (мурмолки) носили люди не бедные. Бояре предпочитали многослойные шапки. Дома носили расшитые шапочки-тафьи (или скуфьи). А отправляясь за порог, поверх них надевали колпак и горлатную шапку (сшитую из меха, приходящегося на горло зверя). По ней и отличали в былые времена боярина от всех остальных.

Особая статья – царские шапки. Со времен внука Александра Невского, известного под именем Ивана Калиты и правившего на Руси с 1325 по 1341 год, символом высшей государственной власти был расшитый головной убор, названный шапкой Мономаха. Ею венчались на царство все русские цари до Петра I включительно (потом появился обряд коронации).

Легенда говорит, что шапку эту в дар киевскому князю Владимиру Мономаху прислал византийский император Константин Мономах. Однако точно известно, что Константин умер за 50 лет до того, как Владимир стал князем. Ученые же считают, что это образец татарской культуры и попал он к русским царям от татарских ханов. Исследования, проведенные уже в наше время, подтверждают «золотоордынскую версию» происхождения шапки. Более того, ученые говорят, что шапка, тулья которой составлена из восьми золотых пластин, украшенных сложным сканным узором из тончайшей золотой проволоки и драгоценными камнями, была женской.

Этот вывод подкрепляют рукописи древних путешественников, побывавших в Золотой Орде. Их рассказы о головных уборах знатных татарских женщин почти в точности совпадают с описанием шапки Мономаха. И это значит, что у русских князей она появилась, вероятнее всего, в результате брачного союза с представительницей какого-то очень высокого золотоордынского рода.

Как шляпа помогла продвинуться по службе

С головными уборами связано множество курьезных случаев. Рассказывают, как китайская принцесса, вышедшая замуж за иностранца, вывезла в своей причудливой шляпе куколки охранявшихся на уровне государственной тайны шелковичных червей. Так знаменитый китайский шелк появился в другой стране.

А однажды головной убор стал причиной продвижения по службе. Как-то император Павел увидел молодого поручика. Его треуголка была осыпана снегом так сильно, что создавалось впечатление, будто она обшита белым плюмажем, который носили только бригадиры. «Почему у вас белый плюмаж, сударь?» — спросил император. «По воле Божьей!» — ответил испуганный поручик. «Ну, что ж, — сказал Павел. — Я никогда против воли Божьей не иду. Поздравляю вас, бригадир!»

...Большинство того, что мы носим сегодня, это лишь трансформированные модели прошлого. Чепчики, которые надевают младенцам, – точная копия мужских головных уборов Средневековья. А мужские шляпы с полями и круглой тульей теперь носят женщины. «Все смешалось в доме Облонских»! Но, согласитесь, это не такая уж страшная путаница.

 

Автор: Евгений ПАСИШНИЧЕНКО.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.