сегодня: 20 сентября, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 98 от 03 июня 2011 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ / Бак пробит, хвост горит…

Бак пробит, хвост горит…
03.06.2011 , № 98 от 03 июня 2011 г.

Недавно киевское звено авиастроительного концерна «Антонов» посетил замминистра обороны и авиации Саудовской Аравии принц Халед бин Султан бин Абдулазиз Аль-Саид. Его Королевское Высочество проявил немалый интерес к украинским самолетам, подчеркнув, что наши Аны могут найти достойное применение на Ближнем Востоке. И почти в то же время в другом, харьковском, секторе знаменитого предприятия вспыхнула акция протеста. Рабочие авиазавода, измученные более чем полугодовой задержкой зарплаты, объявили забастовку…

Минул день, другой, а в кошельках — пусто

Озабастовке авиастроителей в Харькове «РГ» уже рассказывала. Коллектив завода, входящего в состав госконцерна «Антонов», требовал в кратчайший срок погасить задолженность, образовавшуюся еще прошлой осенью.  По одним данным, общий долг предприятия составляет здесь 60 миллионов гривен, по другим (с учетом отчислений в Пенсионный фонд) — не меньше 90 миллионов. Ситуация в теоретически выгодном производстве сложилась критическая. Ведь многомесячная задержка зарплаты, толкнувшая людей на забастовку, уже не первая на заводе. Такое и по такому же поводу случалось здесь не однажды. Вот уже несколько лет Харьковский авиазавод (ХАЗ) еле дышит, еле сводит концы с концами.

Впрочем, после того, как руководство пообещало погасить долги к 5 июня, люди приступили к работе. Они терпеливо ждали, но денег не было. Минул день, другой, а в кошельках авиастроителей было все так же пусто. Ничего не прояснила и встреча с генеральным директором предприятия Анатолием Мялицей, срочно прибывшим на завод из командировки в Киев. Около сотни работников предприятия задавали ему один только вопрос: когда будут деньги? Мялица объяснял, что он работает сейчас над этим вопросом с Кабмином и что работа эта требует его присутствия в столице. Поэтому сегодня же он должен туда возвратиться. Ни сроки погашения долгов, ни сумма денег, ни их источники не назывались. Было только сказано, что ожидается крупный кредит…

Четырнадцать миллионов гривен поступили из госбюджета 27 мая. А еще через пару дней прошел слух, будто есть перспектива получить от государственного экспортно-импортного банка («Укрэксимбанка») Украины 70-миллионный кредит. Называлась и ставка – 16 процентов.

«Оказались по уши в кредитах»

Появятся ли эти деньги на ХАЗе и когда выплатят авиастроителям все долги (говорят, что поступления начнутся, якобы, через три месяца), по-прежнему неизвестно. Некоторое время назад украинский президент обтекаемо заверил харьковчан, что в нынешнем году это состоится. Однако до конца 2011-го еще целых семь месяцев, и людям надо как-то жить. Надо выживать и предприятию. А сказать когда, на какие нужды и сколько поступит средств из эксимбанковского кредита, невозможно. И потому напряжение в коллективе авиастроителей не спадает.

Анализируя ситуацию, в которой оказался завод, производящий весьма выгодную в других странах продукцию, эксперты говорят о том, что главной причиной его кошмарного финансового положения является то, что одно из крупнейших предприятий украинского авиапрома «оказалось по уши в кредитах, с которыми теперь не в силах разобраться». Надо было, мол, приватизировать завод, привлекая инвестиции.

Кредитов у ХАЗа действительно многовато. Однако по поводу выхода из финансового болота те, кто работает на заводе, кому на самом деле не безразлична судьба одного из лучших в прошлом харьковских предприятий, думают по-другому.

— Харьков – город промышленников, рабочих, а не бизнес-торгашей. Почему политические амбиции отражаются на государственных предприятиях? Авиазавод создавался для того, чтобы работать на государство, поднимать госбюджет. Значит, и государство должно поддержать предприятие, — говорят производственники. — Способов сделать это немало. Помогла бы, скажем, не требующая особых затрат работа государства на внешних и внутренних рынках. Что летает на авиалиниях? Неужели подержанные американские машины лучше наших? Неужели не больно смотреть «отцам державы», как на глазах разваливается то, что создавалось десятилетиями? На наших самолетах летал весь бывший Советский Союз, летали во многих странах мира. А теперь? Посмотрите, как продвигают в Украине свою продукцию сотрудники посольства Беларуси! Нам бы такую поддержку...

Судьба харьковского завода — лишь одно звено в тяжелой цепи отечественного авиастроения. Поддержки, помощи, кардинальных решений ждет от государства вся отрасль. И нельзя вообще-то сказать, что в правительстве этого не понимают. Вице-премьер Андрей Клюев недавно заявил, что «ряд министерств, в том числе Министерство инфраструктуры и Министерство обороны, в кратчайшие сроки должны представить четкие программы на ближайшие годы, которые бы отражали внутренние потребности Украины в авиационной технике». «Должна заработать мощная вертикально интегрированная компания, которую мы начинали создавать в 2006 году… Вы должны корпоратизироваться, пройти акционирование. Создать нормальные условия для развития. В одиночку сегодня не выживет ни одно предприятие», — сказал он.

Но ведь одно дело сказать и совсем другое – сделать…

(Окончание в следующем номере.)

 

Автор: Евгений ПАСИШНИЧЕНКО.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 1
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.