сегодня: 23 апреля, понедельник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 23 от 08 февраля 2011 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Апрель 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

  Главная / СЕМЬЯ / Как появляются тупицы

Как появляются тупицы
08.02.2011 , № 23 от 08 февраля 2011 г.

Часто родители сами виноваты в том, что ребенок плохо учится в школе. И чем больше он не успевает в младших классах, тем сложнее ему учиться в старших. Интерес к знаниям у него совсем пропадает, считает мама, ведущая дневник.

Пятница, 8 октября

НЕ ЛЮБЛЮ, когда муж делает уроки с второклассницей дочкой. Она соображает не очень быстро, часто отвлекается. Сергей раздражается.

— Что ты за тупица! — говорит он. — Это же так просто.

Дочь, не понимая сложную, придуманную современной школой схему решения простых арифметических заданий, теряется и начинает плакать. Все, занятия заканчиваются. Завтра дочка придет в класс с невыполненным домашним заданием.

— А в чем я виноват, если она совсем не думает? — оправдывается муж.

— Ты знаешь, она подвижная, ей трудно усидеть на месте. Но она не тупая. Сколько раз проявляла удивительную сообразительность, — заступаюсь я.

Детский психолог, к которой я пришла за советом, сказала:

— Такие упреки адресуют тем, кому трудно сосредоточиться и воспринять урок. Внимание ребят, особенно в младших классах, очень отличается от внимания взрослого. Даже у взрослых активное внимание может утрачивать концентрацию вопреки воле. Дети же намного слабее сознательно удерживают внимание на чем-либо. Поэтому они непроизвольно, а не специально, отвлекаются. Когда отец или мать возмущаются и упрекают, это безвредно только для ребятишек, которые более выносливы психологически. Для остальных подобные резкие одергивания губительны.

Уже при первых окриках у ребенка появляется заторможенность, — объясняла психолог. — А при их повторении вырабатывается условный рефлекс — привычный способ реагирования на такие упреки, то есть заторможенность. Последите: лицо ребенка становится растерянно-тупым, движения прекращаются или он вдруг суетится. В таком состоянии ученик не способен осмысленно воспринимать и запоминать то, что говорит взрослый, а тем более правильно выполнять нужные действия. Ребенок начинает отставать в учебе. Знаю немало случаев, когда даже один суровый взгляд отца вызывает рецидив подобного состояния. Нужна педагогическая гибкость.

— Кроме того, у ребенка порождается лень, он начинает хитрить, обманывать: “этого не задавали”, “это велели сделать в классе”. Делает все, чтобы избежать родительского гнева. Терпение, благожелательность и гибкость — вот что исправит ситуацию. У детей очень пластичный мозг. Они готовы многое принять. Но то, что для их психики неприемлемо, вызывает либо негативную, либо тормозную реакцию. Хронические конфликты со старшим в ходе обучения, отрицательные эмоции еще и сдерживают любознательность, не развивают волю.

Не нужны и перегрузки. Я, например, грешу тем, что угрожаю:

— Пока не сделаем все уроки, ужинать не будем!

Моя мама приходит от этого в ужас.

— Дай ты ребенку передохнуть! — звонит она мне. — Три часа не разгибаясь! Такое и взрослый не выдержит. Ведь у девочки после школы начинается второй рабочий день. Ты сама-то согласилась бы так работать?

И я вовремя опомнилась. Теперь у нас дома все по-другому. А главное, я поняла: внимательность нельзя потребовать. Если ее у ребенка нет, наказанием ее не обеспечишь. Внимательность вырабатывается. А укрепляется не ремнем, а тренировкой.

Среда, 3 ноября

НАБЛЮДАЯ за собой и другими родителями, вижу, что мы порой для ребенка просто диктаторы. Иные наказывают своих чад самым страшным образом: уличают в чем-то плохом, высмеивают или без меры стыдят.

Одна моя знакомая врач рассказала такую историю. К ним в больницу поступила восьмиклассница Галя С. в состоянии невротической депрессии. До третьего класса она училась хорошо. Но произошел инцидент. Учительница сказала, чтобы дети принесли деньги за обед. Галя попросила дома на 10 гривен больше. Хотела сама себе покупать шоколадки. Как-то мама спросила в школе, почему увеличили стоимость обедов. Обман девочки выяснился. И учительница в присутствии одноклассников назвала ее воровкой...

Мама не возразила, не заступилась. Лишь пригрозила дочери кулаком.

Что потом началось! Каждый раз, видя Галю, дети кричали:

— Вот идет воровка!

Над ней смеялись и издевались. Она не могла отвечать у доски, вообще нормально учиться. Жила в тревожном ожидании обид. Постепенно у нее наступила общая заторможенность. А педагог стала называть ее еще и дурой.

Прошло время. Постепенно все это отошло и забылось. Через несколько лет Галя стала даже лучше учиться. Внешне превратилась в милую девочку.

— Что это ты такая красавица? Мальчикам хочешь понравиться? — уколола ее новая классная руководительница.

Галя опять замкнулась. С одноклассниками не общалась. Познакомилась с компанией взрослых ребят. Как-то после вечеринки на квартире у одной из девушек обнаружилась пропажа вещей. Мать девушки пошла в милицию. Возбудили уголовное дело, в нем упоминалась и Галя как участница вечеринки. Оснований для подозрений в воровстве именно ее не было. Но ей вспомнилось: “Вот она, воровка!” И после того, как ее вызвали к следователю, она тяжело заболела и попала в больницу...

Ни учителя, ни, главное, родители не заступились за девочку. Забыли, что существует презумпция виновности? Мама только и жаловалась на дочь соседям:

— Бесстыдница, до чего дошла! Позорит нас на весь свет.

— Даже у взрослого человека, окажись он один, без поддержки в окружении осуждающих его людей, может случиться инфаркт, — говорила детский психолог. — А тут девочка. И совсем одна. Самые близкие люди отвернулись от нее, не верят, ругают.

Психика подростка не в состоянии пробить лавину обвинений. Он не может понять, желают ли ему добра, когда только обвиняют, пусть и заслуженно, и не верят, что он хочет исправиться. Порой у ребенка возникает одно желание, замешанное на обиде и злобе: в следующий раз не попадаться...

 

Автор: Татьяна ХЛЕБНИКОВА.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.