сегодня: 19 января, пятница
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 12 от 22 января 2011 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Январь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

  Главная / НОВОСТИ ЖИЗНИ / Укрощение огня

Укрощение огня
22.01.2011 , № 12 от 22 января 2011 г.

«Спецбригады» рабов

ПЕРЕД первобытным человеком проблема активного противодействия огню еще не стояла – он жил в каменных пещерах, которым жаркие объятия пламени не были страшны. Но как только у людей появились «горючие» жилища, когда стали они жить большими поселениями, проблема сразу встала в полный рост. С огнем надо было бороться. Так волею судеб, еще до нашей эры, и появились «пожарные команды». Они существовали во многих городах древнего мира. Однако выделялись здесь римляне, создавшие из рабов «спецбригады». Они первыми применили «средства пожаротушения» — топоры, багры, лестницы. Первыми римляне стали заливать огонь непрерывной струей воды. А вот придумал поршневой пожарный насос древнегреческий механик-изобретатель Ктесибий. Было это на рубеже II – I веков до нашей эры.

Лестница на машине и новый насос

СПУСТЯ некоторое время об изобретении грека забыли, и новый толчок к развитию пожарная техника получила лишь спустя 600 лет. Сначала немцы, а затем англичане начали совершенствовать пожарные установки, подающие воду. Сначала они были ручными, потом появились паровые – громоздкие и тяжелые, для перемещения которых нужны были конные повозки.

В 1892 году в Германии сконструировали первый комплекс, в состав которого входили автомобиль и механизированный пожарный насос. А в 1907-м на крыше пожарной машины впервые появилась механическая лестница, позволившая значительно улучшить способ локализации огня.

«Нормативный акт» царя Ивана

МНОГО бедствий приносили пожары на Руси. Несколько раз выгорали города Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород... Это бедствие грозило и в военные, и в мирные дни, ведь печей тогда не было, разводили огонь прямо в доме, в яме, а дым вместе с искрами выходил через отверстие в соломенной крыше. Крыши эти часто вспыхивали, и тогда начинался «вселенский пожар»: огонь «прыгал» от дома к дому...

Первую организованную службу спасения от пожаров создал в начале XVI века Иван III. В 1504 году после очередного опустошительного пожара царь издал особые правила, запрещавшие топку изб и бань без крайней необходимости. Запрещалось зажигать без надобности и свечи. Кузнецам, использовавшим в работе огонь, разрешалось устанавливать горны вдали от строений. Это был первый «нормативный акт» противопожарной безопасности на Руси.

Первые российские команды появились на Днепре

ШЛО ВРЕМЯ. Методы борьбы с огнем совершенствовались. Одной из первых в Российской империи пожарная команда и соответствующая тому времени техника появилась в Киеве. Первую пожарную часть здесь сформировали в 1827 году. Она была подчинена полиции и потому выполняла и «непрофильные поручения», например, отлавливала бродячих собак или доставляла горожанам воду из реки. В том году для перевоза пожарного оборудования – трех пожарных труб, 39 бочек и 47 багров — впервые купили 36 лошадей. Это был, пожалуй, первый в Украине случай централизованной закупки «пожарной техники».

К 1831 году в Киеве было уже три пожарные части, располагавшие 50 лошадиными силами. В 1841 в сохранившемся до сих пор здании бывших Присутственных мест открылась Старокиевская, или Центральная пожарная часть. Над зданием возвели самую высокую в городе каланчу. А пожарная часть находится там и ныне.

Выезжали пожарные «на дело» на трех возах, именуемых линейками. Первый назывался «багровым ходом». На нем ехали семь пожарных: три — с каждой стороны, один — сзади и кучер. На этой линейке везли также крючья, ломы и багры. Второй воз – так называемый трубный ход – вез ручную «трубу для воды» (первые пожарные рукава шились из кусков обычной одежды). На третьем – «бочечном ходу» – везли бочки с водой и насос.

Особый разговор о лошадях. Каждая часть выезжала на «своей масти»: «Дворцовая», с Печерска, – на гнедых, «Лыбедская» – на вороных, «Старокиевская» – на коричневых, «Подольская» – на серо-белых. Городская Дума ежегодно отпускала деньги на содержание и покупку «тяги» соответствующей масти. И средства на «поддержание фасона» непременно находились. А вот на реальное «мат­обеспечение» пожарных частей, как и теперь, не всегда…

В 1888 году у киевских пожарных появилась раздвижная лестница. В 1892 году к ней добавились новые линейки, трубы и бочки, а затем и паровой насос. Этот агрегат приходилось разогревать перед работой целых 20 минут.

Самый страшный киевский пожар


ДЕВЯТОГО июля 1811 года произошел один из самых страшных киевских пожаров. В самом густонаселенном районе города – на Подоле – сгорело большинство строений. Пожар начался в доме столяра на улице Спасской. Из-за сухой погоды и сильного ветра огонь быстро охватил огромную территорию и длился три дня. Горели дома, заборы, деревянные мостовые и даже сады. Пострадало 11 каменных и 8 деревянных церквей, Фроловский, Петропавловский и Братский монастыри, а также здание киевского магистрата. После пожара Подол превратился в горящие и дымящиеся развалины. О числе пострадавших история умолчала…

Вот такие они, эпизоды тысячелетней истории укрощения огня. Кстати, в старые времена в пожарные брали только крепких телом и разумом и непьющих людей. А в советский период, в 70-е годы, киевская пожарная часть № 25 была самой крупной и лучшей в Европе.

 

Автор: Евгений ПАСИШНИЧЕНКО.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.