сегодня: 20 сентября, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 11 от 21 января 2011 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / КОМЕНТАРИИ / Молитва за атеиста

21.01.2011 , № 11 от 21 января 2011 г.

Из рассекреченных архивов
21 января 1924 года скончался Ленин. Его смерть потрясла страну. Об этом свидетельствуют секретные отчеты советских спецслужб, доступ к которым был открыт лишь в последние годы. Уникальность документов, содержащих сведения о настроениях в обществе и происходящем в стране, в том, что они предназначались лишь для узкого круга лиц из числа высшего руководства СССР.

Разговоры на постоялых дворах

УЖЕ 22 января 1924 года в региональные отделения ОГПУ ушла телеграмма за подписью Дзержинского, в которой сотрудникам органов ставилась задача выяснить настроения улицы в связи со смертью Ленина. Спустя несколько дней появились первые отчеты. «На постоялых дворах и в чайных, где преимущественно останавливается крестьянство, из разговоров последних видно, что большинство крестьян сожалеют о смерти т. Ленина, – говорилось в донесении из Нижнего Новгорода, – заметно их беспокойство о том, сумеют ли коммунисты теперь, без т. Ленина, дальше продолжать работу в деле строительства. Некоторые говорят, что «наверное, Троцкий будет на месте т. Ленина» и что «если Троцкий будет на месте т. Ленина, то уже такой жизни, пожалуй, не будет».

Информсводка уполномоченного Мосгуботдела ОГПУ по Каширскому уезду Московской губернии сообщала: «24 января с.г. по уезду проходили конференции, на которых зачитывался бюллетень о смерти нашего вождя т. Ленина, и когда оратор зачитал сообщение, то можно было наблюдать, как в некоторых местах крестьяне, не сдерживая слез, плакали, как дети. Все конференции прошли спокойно и носили траурный вид. А когда докладчику задавали вопросы, кто будет на месте умершего т. Ленина, и когда докладчик отвечал, что пока неизвестно, то крестьяне говорили: нет и не найти такого, как т. Ленин. И когда вопрос был поставлен о выборе делегатов на похороны т. Ленина, то многие крестьяне заявляли, зачем вы ограничиваете количество делегатов, ибо мы все желаем проститься с нашим дорогим вождем
т. Лениным».

Плач, истерики и стихийные демонстрации

НА ОСНОВАНИИ донесений с мест ежемесячно готовились обзорные материалы. Вот что говорилось в отчете за январь 1924 года: «Везде крестьянство сожалеет о смерти Ленина как защитнике крестьянства, наиболее чуткого к их нуждам. В Орловской и Смоленской губерниях отмечается, что смертью т. Ленина опечалено даже более состоятельное крестьянство. На траурных собраниях крестьяне часто требуют упоминания т. Ленина в церквях (Марийская обл.), крестятся на его портрет, желая ему «царство небесное» (Смоленская губ.). Некоторые губернии свидетельствуют о значительном сдвиге в сторону соввласти в деревне даже со стороны элементов, до того выражавших недовольство соввластью (Вятская, Смоленская, Брянская губернии). Масса слухов, распространенных в деревне, сводится к тому, что Ленина «отравили за то, что он защищал крестьянство» (Московская, Костромская губернии), выражается беспокойство, что положение крестьянства со смертью Ленина ухудшится...»

Не менее болезненно реагировали рабочие: «Смерть тов. Ленина вызвала резкий сдвиг в настроении рабочих, которое характеризуется как инстинктивное чувство единства. Первые сообщения везде являлись ошеломляющими, вызывая плач, истерики и стихийные демонстрации. На собраниях рабочих чувствовалось опасение за судьбу РКП и Советской власти. Лишь среди менее сознательной части рабочих, связанных с деревней, наряду с чувством сожаления по поводу смерти Ленина обозначались нездоровые взгляды антисемитского характера, выявившиеся в суждениях о том, что «после смерти Ленина у власти станут евреи». Антисемитский характер носило большинство рассуждений в связи с оппозиционностью Троцкого и слухами о том, что причиной смерти
тов. Ленина явилась дискуссия». Обзорная сводка за февраль констатировала: «Обращает на себя внимание наблюдаемое стремление крестьянства к вступлению в ряды РКП в связи со смертью тов. Ленина».

Феномен эпохи


ФАКТ, который можно назвать феноменом: за упокой души атеиста Ленина страстно молились верующие. И не только православные. Крупнейший исследователь периода раннего СССР Сергей Павлюченков, не скрывающий, в общем-то, своих антибольшевистских взглядов, так описывал реакцию населения на смерть Ленина: «…траурные тряпицы на избах, бесконечные разговоры о нем как о спасителе, освободителе, отце, старшем брате… Среди мусульман муллы молились об Ильиче, а в Чечне постановили четыре пятницы раздавать милостыню нищим. Среди восточных народов вообще доминировало благоговейное отношение к памяти Ленина как великого вождя и освободителя человечества... Событие ознаменовалось громадными траурными процессиями, трогательным прощанием с вождем в Москве, переполненными собраниями по всем предприятиям, молитвами жен рабочих за упокой его души».

 

Автор: Владимир БОГУН.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.