сегодня: 18 ноября, суббота
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 215 от 07 декабря 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / КОНСУЛЬТАЦИИ / Из истории киношедевра

Из истории киношедевра
07.12.2010 , № 215 от 07 декабря 2010 г.

Важнейшее из искусств
Кинообщественность полуострова отмечает 95-летие окончания в Севастополе съемок легендарного советского фильма “Броненосец “Потемкин”.

На пороховой бочке

НАПОМНИМ, что фильм “Броненосец “Потемкин” основан на реальных событиях, произошедших в 1905 году, когда команда эскадренного броненосца “Князь Потемкин Таврический” подняла восстание и захватила корабль. Выход картины был приурочен к 20-летию этого события.

В Крыму было снято три части фильма: “Люди и черви”, “Драма на Тендре” и “Встреча с эскадрой”. Главная трудность, с которой столкнулась съемочная группа во главе с будущим классиком отечественного кино Сергеем Эйзенштейном в Севастополе, — отсутствие нужного корабля. Легендарный броненосец “Князь Потемкин Таврический” много лет назад был разобран. Ни на Балтфлоте, ни на Черном море к осени 1925 года броненосцев старого типа на вооружении уже не было.

Однако в одной из извилин Севастопольского рейда (Сухарной балке) администратор киногруппы углядел оставшийся на плаву корпус корабля тех же габаритов, что и “Потемкин”. Им оказался приспособленный под минный склад однотипный с ним броненосец “Двенадцать апостолов”. Правда, он не имел ни вооружения, ни палубных построек. Сохранился только блокшив — остов некогда грозного военного корабля. К тому же бывший броненосец стоял на приколе у скалистого берега, а драма на Тендре происходила в открытом море.

Оставалось лишь развернуть корабль на 90 градусов так, чтобы натура соответствовала реалиям. Это и сделали с величайшими предосторожностями.

По старым чертежам, хранившимся в Адмиралтействе, из деревянных балок, реек и фанеры был воссоздан точный внешний облик броненосца “Потемкин”.

Но бывший боевой корабль оставался минным пакгаузом. На выгрузку мин понадобились бы месяцы, а на счету был каждый съемочный день. На палубе нельзя было курить, бегать по ней и даже сильно стучать ногами.

Когда начались съемки эпизода сбрасывания офицеров в воду, пришли холода. Исполнители ролей офицеров отказались прыгать в ледяную воду. Делать это пришлось членам съемочной группы, включая самого Эйзенштейна.

Роковое любопытство
НА СЪЕМКАХ произошел трагикомический случай. Снимали такой исторический эпизод: при встрече восставшего броненосца с эскадрой Черноморского флота был дан предупредительный залп, после чего мятежный броненосец, не желавший сдаваться, поднимал красный флаг.

Организовать залп эскадры было сложно. Помощнику режиссера, также известному в будущем советскому режиссеру Григорию Александрову, пришлось слетать в Москву и попасть на прием к тогдашнему председателю Реввоенсовета СССР и Наркомвоенмора Михаилу Фрунзе, чтобы получить у него личное разрешение выстрелить из всех орудий Черноморского флота.

Получить аудиенцию у председателя Реввоенсовета штатским было непросто. Выручил Михаил Иванович Калинин, убедивший Фрунзе помочь киношникам.

Настал день съемки. Расставили несколько камер на вершинах Балаклавских гор, а флот ушел за горизонт, чтобы развернутым строем и войти в кадр. На съемку приехало много гостей. Эйзенштейн повел их на командную вышку. Операторы чистили камеры и объективы — флот был еще далеко. И надо ж такому случиться! Одна дама, бывшая среди гостей, полюбопытствовала: “Каким образом будет дана команда для общего залпа?” Благодушно настроенный Эйзенштейн пояснил: “А вот так: махну белым флагом — они выстрелят”. Он все наглядно продемонстрировал. На горизонте показались поднимавшиеся в небо тучи порохового дыма, а вскоре донесся грохот залпа. Оказывается, заранее обусловленный сигнал (взмах белым флагом) увидели с кораблей в подзорные трубы. Повторить залп эскадра не имела права — слишком дорого.

Кадр пропал. Эйзенштейн ужасно расстроился, но делать было нечего.

Первый оскароносный

В 1926 ГОДУ “Броненосец “Потемкин” был назван Американской академией киноискусств лучшим зарубежным фильмом. Ежегодную премию (с 1939 года “Оскар”) киноакадемия стала вручать с 1928 года, а номинация “лучший фильм на иностранном языке” появилась лишь в 1947-м. Следовательно, “Броненосец “Потемкин” можно смело считать первым отечественным “Оскаром”.

Во второй половине 20-х годов прошлого века эта картина буквально заполонила экраны кинотеатров по обе стороны Атлантики. Ни до, ни после ни одна отечественная картина не производила в мире такого фурора. Чем же “Броненосец...” так поразил искушенную западную киноаудиторию?

Дело тут совсем не в революционной тематике. Сергей Эйзенштейн поразил не виданным доселе киноязыком. Наряду с “системой Станиславского” советские киномастера сделали еще один вклад в киноискусство, разработав теорию монтажа.

Законами правильной “сборки” фильма из разрозненных кусков пленки еще в 1917 году впервые в мире занялся советский режиссер и теоретик кино Лев Кулешов. Его метод монтажа на практике и реализовал Сергей Эйзенштейн в своем фильме “Броненосец “Потемкин”. Кинокартины того времени состояли из 300-400 склеек (то есть раздельно снятых кусков), а “Броненосец...” насчитывал аж 1280. Это была революция в кино.

Свой следующий фильм “Октябрь” Эйзенштейн сделал еще более монтажно изощренным. Но он уже не произвел такого впечатления, как предыдущая картина. Метод был открыт, а дважды войти в одну реку, как известно, нельзя. “Броненосец “Потемкин” до сих пор остается одним из шедевров мирового кино.

Крым.

 

Автор: Дмитрий ВОЛОКИТИН.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.